r_arrow

Кубик Рубика не сложился в бренд

10 ноября 2016 г. 0:00
img

Одна из самых узнаваемых игрушек в мире – кубик Рубика может лишиться правовой защиты товарного знака по решению суда Европейского союза. Судебные разбирательства, связанные с разноцветной игрушкой с 40-летней историей, удивили наблюдателей. Это связано с тем, что кубик Рубика до сих пор популярен: в год продается около 10 млн штук. Кроме того, лишение его правовой защиты приведет к ослаблению защиты прав интеллектуальной собственности в целом, опасаются критики.

«Мы видим это на примере авторских прав и товарных знаков; за последние полтора года постепенно ослабевает защита прав на интеллектуальную собственность», – констатировал Ник Конопиас, главный советник по правовым вопросам создателя кубика, Эрнё Рубика.

В мае 2016 г. генеральный прокурор Суда Евросоюза рекомендовал отменить регистрацию трехмерного изображения кубика Рубика в качестве товарного знака в ЕС. Он объяснял это тем, что форма кубика, которая должна в результате вращения привести к определенному результату, складыванию паззла, не подходит для такого типа защиты. Слушание дела назначено на 10 ноября в Люксембурге, но, как правило, аргументы генпрокурора учитываются судом.

Это вызвало у ряда лицензированных производителей кубика Рубика опасения, что они могут потерять защиту для торговой марки, зарегистрированной еще в 1999 г., и столкнуться с конкуренцией с более дешевыми имитациями.

За последнее время сразу нескольким крупным игрокам не удалось отстоять в судах права на товарные знаки, основанные на форме изделия; выиграть подобное дело сейчас может быть сложно (см. врез). Впрочем, были и случаи успеха. Так, Lego удалось защитить права на торговый знак фигурок – от Бэтмена до Шекспира, хотя регистрацию в качестве торговой марки кубики Lego утратили шесть лет назад.

В случае с кубиком Рубика правообладатель пытается получить дополнительную защиту на изобретение, спрос на которое может пережить стандартный 20-летний срок патентной защиты. Позиция генпрокурора в том, что торговые марки не предназначены для защиты лежащих в их основе технологий, рассуждает директор по юридическим вопросам Pinsent Masons Дэвид Вудс. Это в целом обоснованно, отмечает он: «Вы не можете использовать законодательство о защите товарных знаков как способ расширить патентную защиту».

Для некоторых то, что спрос на кубик Рубка все еще есть спустя десятки лет технологического развития, само по себе загадка. У самого Рубика есть теория на этот счет. «Кубик существует на стыке двух миров – реального и виртуального. Во время повсеместного распространения интернета, виртуальной реальности, очень важно делать что-то своими руками, чтобы сохранить связь с реальностью; и кубик в этом помогает», – заявил он FT.

Сообщает сайт Vedomosti.ru

За рубежом