Сегмент конструкторов вырос на 20 % в 2015 году, свидетельствуют данные розничного исследования NPD Group. В денежном выражении рост оказался еще значительнее - на 42 %, несмотря на то, что конструкторы вдвое дороже остальных игрушек: один набор обходится родителям в среднем в 1200 руб. Конструкторы - единственный крупный сегмент рынка (на него приходится 19 %), на котором не сказалось падение покупательской способности.
«Феномен конструкторов в их универсальности. Дети играют в них с удовольствием, причем доля конструкторов растет как среди мальчиков, так и девочек. Это прекрасный подарок к любому празднику. К тому же, производители выпускают наборы на любой кошелек: большие, средние и совсем маленькие, - объясняет генеральный директор NPD Group Мария Ванифатова. - Закончив один набор, дети просят купить следующий, что ставит конструкторы в один ряд с коллекционными игрушками, где нужно собрать целую серию. Конструкторы - это страсть».
Популярность конструкторов в России во многом связана с традициями. В нашей стране сильна инженерная школа: в советское время дети клеили модели самолетов и создавали конструкции из металлических пластин. В настоящее время правила игры задает датская компания Lego, которая лидирует на рынке конструкторов во всем мире.
На российском рынке конструкторы отвоевывают доли у традиционных сегментов. В 2015 году доля машинок и кукол сократилась на 2 процента в денежном выражении. Родители стали меньше покупать даже популярные радиоуправляемые машины и модных, красиво одетых кукол. Российский рынок игрушек рос в основном в начале 2015 года, а во втором полугодии - замедлился. В предновогодний период, когда продается около 40 % всех игрушек, он не увеличился в натуральном выражении.
Распределение сегментов на рынке игрушек в 2015 г
| Доля (%) | ||
Категории | 2015 | Прирост доли к 2014,%% |
|
Конструкторы | 19% | 2.00% |
|
Куклы | 17% | -1%% |
|
Игрушечный транспорт | 12% | -1%% |
|
Игрушки для дошкольников | 16% | - |
|
Игрушки для спорта и улицы | 8% | - |
|
Прочие | 43% | - |
|
Конструкторомания охватила детей во многих странах. В США продажи конструкторов в 2015 году выросли на 9 % в денежном выражении, а в Европе - на 13%. Значительную роль в успехах этих продуктов сыграли наборы, выпущенные по лицензиям известных фильмов. Хотя и сама по себе модель игры – сначала собери, потом играй – становится все более популярной.
Важным драйвером роста рынка игрушек во всем мире является контент: производители выпускают игрушки и наборы конструкторов к выходу фильмов, например, «Звездные воины», «Мир Юрского периода», или мультфильмов таких как «Холодное сердце», «Миньоны» или «Щенячий патруль». Воздействие контента настолько колоссально, что в Европе в 2015 году самой популярной игрушкой для мальчиков стал конструктор Lego «Звездные воины», а для девочек — конструктор Lego «Холодное сердце».
«Звездные войны» хорошо продаются и в России. В 2015 году игрушки, выпущенные по лицензии «Звездных войн», были самими популярными у мальчиков. Отечественные мультсериалы меньше влияют на российский рынок: даже игрушки - персонажи любимого российскими детьми «Маша и медведь» существенно отстают по продажам от «Звездных войн», а остальные российские лицензии и вовсе не входят в топ продаж.
Популярные лицензии в России и других странах
11 стран мира* | Рост (%) |
| Россия | Рост (%) |
Star Wars | 114% |
| Star Wars (Звездные воины) | 121% |
Disney Frozen | 28% |
| Маша и Медведь | 22% |
Minecraft | 77% |
| Принцессы Disney | 20% |
Disney Princess | -22% |
| Winx | 25% |
Mickey & Friends | -1% |
| Cars The Movie (Тачки) | 49% |
* 11 стран, рынки которых исследует NPD Group:
США, Канада, Мексика, Англия, Германия,Франция, Италия, Испания, Польша, Бельгия, Россия
NPD Group прогнозирует, что в 2016 году в России будет развиваться направление лицензионных игрушек, как это происходит во всем мире. Потенциал роста у этого сегмента еще есть: для сравнения, если в США и Европе на долю лицензионных игрушек приходится 32% и 28% рынка, соответственно, то в России - немногим меньше 23 %. В 2015 году мировой рост продаж лицензионных игрушек был связан с выходом большого количества новых фильмов. В Россию мировые бестселлеры попадают чуть позже, поэтому многие лицензии, популярные в Европе в 2015 году, будут и дальше расти в России в 2016 году.
Также будет расти сегмент относительно недорогих игрушек (до 1 тыс. рублей в рознице). В 2015 году этот сегмент сокращался за счет роста цен, а к 2016 году производители специально расширили ассортимент за счет маленьких кукол, коллекционных машинок и небольших наборов конструкторов.
Сообщает пресс-служба компании NPD Group