Лицензиары пересматривают отношение к своим торговым маркам и правам на собственность; ритейлеры – товарный ассортимент, цены, методы снабжения и маркетинг, потребители же в корне меняют свои покупательские привычки. Таким образом, хотя и существует подлинный оптимизм, что розничная торговля и отрасль лицензирования брендов пусть медленно, но восстановятся в течение ближайших нескольких лет, старый подход к ведению бизнеса навсегда уйдет в прошлое.
2010 год представляет собой новое десятилетие для розничной торговли и отрасли лицензирования брендов, который требует более глубокого понимания розничных стратегий, ценности бренда и поведения потребителей, а также устойчивого развития, глобальной логистической стратегии, привлечения новых медиа- и социальных сетей. Обратим внимание на следующие факторы.
- Основа бренда. Все согласятся, что сегодня Вы не можете игнорировать логотипы, лицензиары больше не могут рекламировать свой бренд и права собственности, основываясь только на сборах в кинотеатрах, а звезды – полагаться на популярность видеороликов на «You Tube». Хотя эти факторы и важны, лицензиарам необходимо позиционировать бренд, принимая во внимание конкретные розничные и потребительские стратегии, а также оправдывать его место на полке. Это означает, что теперь данные о демографии, анализе продаж, маркетинговой поддержке должны принять более детальный, ориентированный на заказчика формат.
- Интернет. Торговля через Интернет станет еще более значимой для ритейлеров в связи с увеличением рентабельности, потребителям же она принесет возможность выбора товаров, а также их доступность. Посмотрим хотя бы на возможность перехода в Интернет таких гигантов продажи розничных брендов, как «Circuit City», «Linens ‘n Things» и «Sharper Image».
- Устойчивость. Июльский саммит «Walmart» по «Индексу устойчивого развития» адресовал «Список из 15 вопросов» от ритейлера к компаниям поставщикам об их стратегии устойчивого развития и ознаменовал начало принятия стратегически важной инициативы и зеленого стандарта, который в последующие несколько лет будет влиять на лицензиаров и лицензиатов в рамках необходимости разработки ими методов устойчивого развития.
Рецессия, которая изменила многое в розничной торговле и лицензировании за последние 12 месяцев, возможно «официально» и закончена, но все же пройдет еще несколько лет, пока отрасль лицензирования вернется к показателям продаж 2007 года, признанного самым «золотым» в его истории.
- Обслуживание клиентов. Поскольку потребители во всем мире изменили свои привычки покупок в период спада, сервис стал более приоритетным направлением для ритейлеров, а также ключевым мотивом покупателя тратить деньги. Здесь важно, насколько упаковка товаров, промо-материалы и акции смогут донести нужную информацию для потребителя.
- Социальные сети. В течение следующих нескольких лет необходимость ориентировать и распространять продукты на определенную аудиторию возрастет и потребует профессиональных знаний в области каналов коммуникации. Единство информации о бренде и его прямые продажи дадут возможность многим компаниям занять собственную нишу на рынке.
Хорошей новостью является то, что будущее окрашено в яркие краски и новые возможности для роста существуют.
- Ценность. Ценность ставится во главу угла, поскольку потребитель действительно изменил свое поведение. Определить ценность товара сегодня – значит убедить покупателя, что покупка стоит того и не разочарует его.
- Новые рынки. Ритейлерам и лицензиарам нужно искать новые рынки, и это не обязательно развивающиеся страны БРИК. К примеру, «BBC Worldwide», доминирующая вещательная корпорация в Великобритании, устремила свой взор на рост и развитие американского рынка, особенно в части развлекательных программ и фильмов для детей.
- Новые категории. Ритейлеры и лицензиары также должны оценить новые продукты и категории, не только чтобы 19 оставаться конкурентоспособными, но и чтобы найти дополнительные возможности для роста. Например, «Home Depot» недавно подписала мега-сделку с «Martha Stewart», которую многие считали маловероятным партнером для сотрудничества по разработке расширенной коллекции товаров для дома.
- Новые бренды. Настало время прихода новых брендов на рынок. Например, «Paul Teutel Jr.» – новичок для рынка лицензирования – создал новую марку гриля для компании «Coleman», которая будет продаваться эксклюзивно в «Home Depot».