"Студия Монолит" - крупный отечественный производитель DVD-носителей, выпускающий около 10% всех DVD-дисков, произведенных в России. Компания существует с 2005 года и имеет опыт работы с такими лицензионными брендами, как "Пчелка Майя", "Маша и Медведь", недавно было подписано соглашение на сериал "Алиса знает, что делать". Несмотря на кризис отрасли, благодаря работе с лицензионными брендами "Студия Монолит" имеет возможность получать прибыль от продажи DVD и интернет-контента. "Вестник лицензионного рынка" познакомился со "Студией Монолит" после опроса об интервью с ведущими лицензиатами. Наш корреспондент Елена Олесик побеседовала с генеральным директором "Студии Монолит" Алексеем Чаплыгиным, чтобы узнать о состоянии и перспективах развития отрасли DVD-носителей в России.
Корр.: Алексей, как бы вы могли кратко охарактеризовать отрасль DVD (в целом)? Объем, структура, перспективы роста, основные тенденции.
Алексей Чаплыгин: - Не хочу вас разочаровывать, но отрасль находится в очень плачевном состоянии. На сегодня, по сравнению с 2005-2006 годами, рынок упал на 70-75%. Средний тираж DVD успешного проекта сейчас составляет 30 тысяч экземпляров - у отдельных мелких проектов он может равняться и пяти тысячам, и одной тысяче штук, тогда как до кризиса счет шел на сотни тысяч. По нашим оценкам, за первые 6 месяцев 2013 г. продажи DVD упали не менее, чем на 14%.
Кроме того, доля пиратских DVD на рынке составляет порядка 12%. Многие торговые сети – как, например, Лента, - решили совсем отказаться от продажи оптических носителей. И учитывая то, что в интернете растет количество контента, размещенного с соблюдением всех авторских прав, можно с полной уверенностью предположить, что падение отрасли будет только продолжаться.
Корр.: - С какого года "Студия Монолит" занимается производством DVD? Как за время вашей работы изменился рынок?
Алексей Чаплыгин: - "Студия Монолит" занимается производством и распространением DVD с 2005 г. Сейчас доля нашей продукции на российском рынке составляет порядка 10-12%.
О том, что рынок DVD в России оформился, мы можем говорить с 2004 г. До кризиса 2008 г. рынок ежегодно рос примерно на 30%. Но экономические сложности 2008 года привели к тому, что покупатель начал экономить на развлечениях и в итоге некоторые виды продукции перестали продаваться совсем, - это касается, к примеру, дорогих подарочных изданий DVD. Помимо этого, до кризиса наша компания могла себе позволить для продвижения продукции использовать дорогостоящие маркетинговые инструменты. Сейчас, в связи со снижением доходов, наша студия и другие, в том числе иностранные, работающие в России, эти активности сократили, как минимум, на 90%.
Корр.: -Существуют ли отличия российского рынка DVD-продукции от рынков других стран?
Алексей Чаплыгин: Основное отличие отечественного рынка DVD от западных заключается в том, что стоимость одного носителя в западных странах выше, чем в России, в связи с чем на рекламу одного носителя выделяется значительно больший бюджет. Тем не менее, рынок сокращается и на Западе, - насколько мне известно, многие специализированные магазины в Европе тоже закрываются. Помимо этого, разница состоит и в том, что доля пиратского продукта на Западе несопоставимо меньше: там у покупателей просто нет альтернативы, поэтому они идут и покупают лицензионные DVD. В России после кризиса доля пиратского рынка сильно возросла.
Корр.: - В чем особенности работы на рынке DVD с точки зрения продаж? Как выстроена дистрибуция вашей продукции?
Алексей Чаплыгин: - Пожалуй, главное в отрасли - грамотно рассчитать тот тираж DVD, который может продаться, чтобы получить максимальную прибыль от проекта.
Сети, которые не отказались от продажи оптических носителей, работают с DVD, по которым выпускается мерчендайзинг [товары, производимые по лицензионному бренду – прим. ред.], намного охотнее, чем с DVD, такой поддержки не имеющим. У этих проектов намного более активная реклама, а сопутствующие потребительские товары увеличивают интерес потребителей. Это касается как ритейлеров из центральных регионов, так и на периферии.
Говоря о нашей дистрибуции, основные продажи продукции идут через сети. Это связано с тем, что многие специализированные магазины, такие как Союз и Настроение, были закрыты, а через детские магазины распространяется не более 20% наших товаров.
Корр.: - Подписывая контракт, производственная компания получает эксклюзивные права на проект (фильм/мультфильм)? Или другие производители DVD могут получить права на выпуск носителей по тому же проекту?
Алексей Чаплыгин: - По устоявшимся в отрасли правилам, производственные компании получают эксклюзивные права на выпуск проекта на определенном носителе. Другая компания может получить права на данный проект, но на другом носителе.
Корр.: - Алексей, какие критерии "Студия "Монолит" учитывает при отборе лицензионных мультфильмов (фильмов, сериалов и др.) для производства DVD?
Алексей Чаплыгин: - Перед подписанием контракта на лицензионный проект мы обязательно узнаем, в каких категориях товара по нему будет выпущен мерчендайзинг, в каких объемах и какими лицензиатами. Мы обязательно смотрим, насколько узнаваем бренд, и прогнозируем, как узнаваемость будет меняться со временем.
Конечно, в первую очередь, для нас важен контент: как бы ни был раскручен бренд, продажи DVD будут зависеть именно от контента. Мы обязательно смотрим, кто выступает режиссером проекта, какие актеры будут озвучивать, на каких каналах мультфильм или фильм будет показываться. Вообще, зритель сегодня - очень требовательный, и критерии отбора с нашей стороны должны быть высокими. Важно, чтобы в фильме или мультфильме были интересный сюжет, запоминающиеся диалоги.
Корр.: - Планирует ли "Студия "Монолит" расширение своего портфеля за счет брендов, по которым производится мерчендайзинг?
Алексей Чаплыгин: - Безусловно, планируем. Здесь мы просто не можем отставать от рынка. Мы бы хотели увеличить долю DVD, выпущенных по брендам, по которым производится мерчендайзинг, до 30-40% от нашего ассортимента. На данный момент доля такой продукции составляет около 10-12%.
Помимо производства DVD, наша компания занимается продажей «электронных прав» на контент в Интернете. На сегодня в мире существуют две модели, по которым работают в этом сегменте. Первая, более распространенная в нашей стране, для потребителя бесплатна - за него платит рекламодатель, но перед мультфильмом или серией фильма пользователь должен просмотреть рекламный ролик. По такому принципу работает YouTube и ivi.ru. По второй модели за просматривамый или скачиваемый контент потребитель должен заплатить сам, - но эта механика намного лучше работает на Западе, где люди привыкли платить за то, что они смотрят.
Среди всех наших проектов, по которым мы продаем электронные права, доля брендов, по которым выпускаются потребительские товары, на данный момент составляет порядка 60%. Наиболее успешным фильмом в данном сегменте для нас является "Маша и Медведь". Мы также продаем права на мультфильмы "Новые приключения Пчелы Майи", "Лелик и Барбарики". Недавно подписан контракт на анимационный сериал "Алиса знает, что делать" Тимура Бекмамбетова, который также кажется нам весьма перспективным.
Корр.: - Алексей, довольны ли вы в целом существующей схемой работы с лицензионными брендами?
Алексей Чаплыгин: - В сравнении с проектами, по которым мерчендайзинг не выпускается, схемой работы с лицензионными брендами мы очень довольны: по ним проводится намного больше акций, привлекающих внимание потребителя. Соответственно, на такие брендированные товары растет и спрос.
Корр.: - Принимает ли "Студия "Монолит" меры по борьбе с пиратством?
Алексей Чаплыгин: - Да, данные меры нами принимаются - от них напрямую зависит наш доход. Что касается физических носителей, то существуют специальные правовые группы, финасируемые нами, - они ездят по регионам и контролируют точки продаж пиратских дисков, в которых продаются носители с нашим контентом. Продукция фотографируется на камеру, и современное законодательство на данные точки позволяет подать в суд. За прошедшие годы по всем поданным искам мы компенсировали порядка 9 млн. рублей.
Для отслеживания неправомерного размещения контента на интернет-ресурсах существуют специальные компьютерные программы. В случае возникновения прецедента по закону при наличии всех необходимых документов мы можем подать заявление ресурсу или его провайдеру об удалении контента с сайта или даже о его полном закрытии.
Корр.: - Вы уже говорили, что сегодня в сети Интернет в свободном доступе можно легко найти самый разнообразный контент, включая мультфильмы, сериалы и фильмы, выложенные с соблюдением авторских прав. В связи с этим, какие перспективы "Студия "Монолит" видит в выпуске DVD? Не может ли случиться так, что через несколько лет этот бизнес перестанет существовать как таковой, поскольку пользователи будут смотреть контент легально в Интернете?
Алексей Чаплыгин: - Я считаю, что перспектив у рынка DVD нет. Вероятнее всего, через некоторое время отрасль сузится до одного типа товара, который будет продаваться единичными тиражами: как, к примеру, продаются виниловые пластинки в любительских магазинах. Все должно уйти в Интернет, - он предоставляет более оперативные возможности по доставке контента конечным пользователям.
Какое-то время назад давались прогнозы, что на смену DVD придет Blue Ray. Но дело здесь не в качестве изображения на DVD, - физический носитель устарел как таковой. Ведь потребителю гораздо проще и удобнее смотреть фильмы в сети – для этого не нужно тратить время и силы на поход в магазин и выбор нужного фильма.
Корр.: - Видимо, здесь свою роль сыграло и то обстоятельство, что производители электроники сократили производство устройств, поддерживающих DVD-носители?
Алексей Чаплыгин: - Наоборот, производители электроники снизили выпуск данных устройств как раз из-за того, что CD и DVD стали плохо продаваться.
Корр.: - В связи с этим, ваша компания планирует диверсифицировать свой бизнес?
Алексей Чаплыгин: - Мы стремимся использовать по ряду проектов все виды прав: и права на носители, и электронные права.
Корр.: - Как вы оцениваете содержание портала «Вестник лицензионного рынка»? На ваш профессиональный взгляд, насколько полно площадка отражает ситуацию в сфере лицензирования?
Алексей Чаплыгин: - В "Вестнике" собирается информация, которая, безусловно, полезна для игроков лицензионного рынка. Мы считаем, что ваш портал на сегодня является одним из самых ценных и компетентных ресурсов по данной теме. Раздел «Новости» позволяет следить за актуальными событиями, узнавать об интересных идеях коллег и акциях по продвижению. На мой взгляд, «Вестник лицензионного рынка» максимально полно освещает тенденции рынка и события, оказывающие влияние на развитие области в целом.
Беседовала Елена Олесик,
корреспондент "Вестника лицензионного рынка".