Лицензирование в России сегодня сосредоточено в основном вокруг детского сегмента. Как вы оцениваете перспективы развития российского лицензионного рынка в других сферах в ближайшей перспективе?
- Лицензионный рынок в России сейчас находится на начальной стадии развития, и ему еще многое предстоит пройти. Именно поэтому лицензирование пока сосредоточено вокруг детских товаров и продуктов питания, хотя существует множество взрослых брендов – те же, «Salvador Dali», «Mr. Freeman», «Южный парк», «Зенит». Но в России на сегодняшний день большинство взрослых брендов работают по принципу франшизы – известные марки одежды и обуви, например, Christian Dior, Ecco, Inmissimi, Bulgary, Finn Flare и многие другие. По мере развития рынка, я полагаю, лицензирование взрослых брендов станет в нашей стране гораздо более актуальным.
По данным на 2012 год сегмент FMCG в России занимал в обороте лицензионных товаров около 10–15%. На развитых рынках эта цифра достигает 35–40%. Какие факторы могут повлиять на приближением к мировым показателям? И реально ли их достичь?
- На российский рынок приходят крупные международные бренды – Marvel, Warner Brothers, Disney, Nickelodeon, и это означает появление новых марок, а, следовательно, конкуренцию, рекламные бюджеты, стимуляцию потребительского интереса и мощный толчок к развитию рынка в целом. Согласно прогнозам LIMA, в ближайшие 5 лет российский рынок лицензирования будет переживать период бурного роста, и, конечно, нынешняя картина сильно изменится.
Где находится точка соприкосновения между франчайзерами и лицензиарами?
- Как таковой этой точки нет, за редким исключением. Пожалуй, можно назвать группу компаний «Гранд Тойз» (торговая сеть «Бегемот», компания «Некст-тайм»), и «Смешарики». В большинстве случаев, франчайзеры запускают свой бизнес, к примеру, ресторан или марку одежды, и через какое-то время начинают продавать франшизу на этот бизнес. А группа компаний «Рики» и владельцы сети «Бегемот» - одновременно сами себе и лицензиары, и лицензиаты, и франчайзеры.
Ваше отношение к запуску «Салона лицензирования» в рамках уже хорошо известного франчайзингового проекта – выставки BUYBRAND Expo?
- Мне кажется, это очень перспективное направление. Сегодняшнему рынку важно продемонстрировать возможности и перспективы лицензирования для развития бизнеса.
Ваши ожидания от участия в «Салоне лицензирования» BUYBRAND Expo?
- Ожидания, конечно, самые оптимистичные: мы рассчитываем показать себя, встретиться со старыми партнерами и приобрести новые связи.