r_arrow

Значение интеллектуальной собственности при осуществлении предпринимательской деятельности

26 декабря 2025 г. 12:21
img

erid: 2W5zFJaA5iG

В наших статьях мы на примерах показываем, как растет понимание ценности и значимости интеллектуальной собственности в современном мире, прежде всего в бизнесе.

Все многообразие объектов интеллектуальной собственности можно условно разделить на две группы в зависимости от того эффекта, который они позволяют достичь предпринимателю.

Первую группу составляют объекты интеллектуальной собственности, делающие продукт или услугу новой и уникальной. Обычно они возникают в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Однако креативный подход к созданию произведения также способен привести к соответствующему результату.

Новизна или уникальность может проявляться по-разному:

• в создании совершенно нового продукта или услуги, ранее не известных рынку (например, создание 3D-принтера или музыкального произведения);

• в улучшении характеристик уже существующего на рынке продукта или услуги (характеристики внешние, качественные), например, модификации мебели;

• в оптимизации процессов по созданию продукта или услуги, которая может сократить сырьевые или временные расходы.

Каждая из этих разновидностей новизны является основой для возникновения или развития предпринимательской деятельности и достижения соответствующего экономического результата. К таким объектам интеллектуальной собственности следует отнести: объекты авторского и смежного права, объекты патентного права, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства. Их создание и владение ими дает предпринимателю конкурентные преимущества и, как результат, повышает спрос на его продукт или услугу. При этом потребитель, как правило, узнает об уникальности и новизне товара или услуги в результате его фактического использования.

Однако, помимо создания уникального продукта или услуги, предпринимателям важно задуматься о том, как выделить себя, свой товар или услугу на рынке среди множества других предложений, чтобы покупатели понимали, что именно данная компания производит продукцию с особыми характеристиками. Достичь этого позволяет вторая группа объектов интеллектуальной собственности, призванных выделить предпринимателя, его продукт или услугу.

К этой группе относятся: фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения.

Они, в отличие от объектов первой группы, должны вызывать у потребителей ассоциации на основании внешнего восприятия, часто без фактического использования товара и услуги – потребитель знает о них благодаря сформировавшемуся вокруг компании и ее продуктов информационному полю.

Если новизна и уникальность начинают работать на предпринимателя сразу после появления продукта, обладающего такими характеристиками, то объекты, призванные выделить предпринимателя, товар или услугу, обычно требуют времени, чтобы начать приносить доход. При этом не существует четких критериев, через какой период фирменное наименование, товарный знак или коммерческое обозначение станут популярными, начнут ассоциироваться у покупателя не просто с красивой картинкой, а со знаком качества, вызывающим доверие и желание купить товар, маркированный соответствующим логотипом.

Для эффективного развития бизнеса необходимо использовать объекты интеллектуальной собственности из обеих рассмотренных групп. Специалисты нашей компании готовы помочь выявить результаты интеллектуальной деятельности и надлежащим образом оформить права на них.

Георгий Давидьян,

директор управления коммерческого развития

юридической компании «Медиа-НН»

Фото: freepik.com, автор snowing

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Юридическая практика