
erid: 2W5zFFvA7ax
В статье 1484 ГК РФ прямо указан запрет на использование без разрешения правообладателя обозначений, сходных до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком, в отношении товаров и услуг, для индивидуализации которых знак зарегистрирован, или однородных с ними. Единственным исключением, установленным в нормах законодательства, является исчерпание права (ст. 1487 ГК РФ) – не является нарушением использование товарного знака другими лицами в отношении товаров, введенных в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия. Следует отметить, что с 29 марта 2022 года Постановлением Правительства действие данной нормы было приостановлено в отношении определенного перечня товаров и брендов, состав которого периодически изменяется.
Поскольку товарные знаки/знаки обслуживания призваны индивидуализировать товары и услуги, в судебной практике выработаны подходы, в соответствии с которыми, несмотря на установленное законодательством правило, использование обозначения без согласия правообладателя не считается нарушением. Рассмотрим основные примеры таких ситуаций.
1. Не является нарушением употребление слов (в том числе имен нарицательных), зарегистрированных в качестве словесных товарных знаков, если оно осуществляется в общеупотребительном значении, не для целей индивидуализации конкретного товара, работы или услуги. В данном случае речь идет исключительно о словесных обозначениях, которые хоть и зарегистрированы в качестве товарных знаков, но в рассматриваемых случаях используются не для целей индивидуализации, например:
обозначение ГИРО на фасаде закусочной используется исключительно в составе названия вида блюда «гирос», предлагаемого посетителям (А63-8862/2020);
обозначение СЛАЙСЫ использовалось на упаковке продукции с целью указания вида товара (А45-18024/2015);
обозначение ОРИГАМИ в тексте рекламы используется безотносительно товаров и услуг, для которых товарный знак зарегистрирован (А33-25467/2016).
2. Не является нарушением употребление слов, зарегистрированных в качестве товарного знака, с целью указания возможности применения (применяемости) товара. В данном случае также идет речь о словесных обозначениях, которые прямо указывают на эту возможность:
3. Не является нарушением употребление слов, зарегистрированных в качестве товарного знака, в информационных целях. В данном случае словесное обозначение используется с целью информирования покупателя:
обозначение «Московский Завод “Кристалл”» на контрэтикетке товаров использовано, наряду с другой информацией, в качестве общих сведений исторического характера (А41-57533/2019);
обозначение «Добрынинский» было использовано на сайте для информирования потребителей о наличии отдела с соответствующим названием в ТРЦ (А40-266746/2018).
4. Не является нарушением использование товарного знака, в том числе на интернет-сайте, для предложения к продаже товаров, вводимых в оборот самим правообладателем или третьими лицами с его согласия. В данном случае обозначение используется для целей индивидуализации, но применительно к продукции, правомерно введенной в гражданский оборот:
использование обозначения КАМАЗ/KAMAZ в рекламном каталоге и на сайте является способом предложения к продаже оригинальной продукции (А35-8325/2015);
использование обозначения СНОЛЕН на сайте осуществляется с целью предложения к продаже продукции, изготавливаемой правообладателем (А65-11487/2018).
Владение знанием подходов, сформировавшихся в судебной практике, позволяет не переступить ту черту, за которой несогласованное использование зарегистрированных товарных знаков влечет наступление ответственности.
Георгий Давидьян,
директор управления коммерческого развития
юридической компании «Медиа-НН»
Фото: freepik.com, Freepik AI
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030