Мерч – одно из самых распространенных явлений современной потребительской культуры. Персонажи мультфильмов, герои кино и игр, цитаты из культовых сериалов – все это активно реализуется в коммерческой деятельности. И именно данный факт делает мерч не просто «фанатским творчеством», а предметом правового регулирования.
Под мерчем в данном контексте понимается физическая продукция, на которой размещены визуальные, словесные или иные комбинированные элементы, заимствованные из охраняемых объектов – фильмов, игр, сериалов, комиксов и других произведений. Мерч – это всегда производное от чего-то узнаваемого.
На практике в такой продукции могут использоваться:
Порой предприниматели считают, что можно скачать из интернета картинку в хорошем качестве с изображением популярного персонажа или известным логотипом и начать изготавливать продукцию с их изображением. Такой подход не приведет к ожидаемому финансовому результату и может погубить ваш бизнес. Каждый бренд – результат творческого труда, и у него есть владелец – правообладатель. Чем популярнее бренд, тем тщательнее правообладатель следит за его применением другими лицами и заинтересован, чтобы они согласовывали с ним порядок использования бренда.
1. Нарушение авторских прав
Создавая мерч, производители, как правило, используют обозначения собственной разработки или прибегают к элементам известных брендов. Произведения кино, литературы, живописи и другие элементы охраняются как объекты авторского права, и это значит, что изготовление продукции с изображениями таких объектов без согласия правообладателя считается нарушением.
Важно учитывать следующие моменты:
Отдельного внимания заслуживает переработка объектов с помощью нейросетей. Нейросеть – это технический инструмент, который выдает результат на основании сформированного запроса. Следует учитывать, что ответственность наступаетт в отношении того лица, которое сформировало запрос и в последующем будет использовать полученный результат. Такую позицию занимают и владельцы платформ. Так, в п. 4.5. Пользовательского соглашения о работе с сервисом Kandinsky указано, что платформа не контролирует создаваемый контент и пользователь принимает на себя полную ответственность за его применение. В российском законодательстве переработка – это создание производного произведения на основе оригинального. Даже если изображение выполнено в новом стиле, с другим фоном, уникальными элементами, оно может быть признано производным произведением.
2. Нарушение исключительных прав на товарный знак
Многие элементы, активно используемые в мерче, зарегистрированы как товарные знаки. Использование таких элементов на товарах без согласия правообладателя считается нарушением.
Прежде чем начать использовать объекты чужого бренда, обязательно согласуйте свои действия с его владельцем. Чаще всего стороны заключают лицензионный договор, где фиксируют условия, срок и размер роялти.
Приняв решение о лицензионном использовании бренда, вам необходимо понять, кто выступает обладателем прав на соответствующий объект интеллектуальной собственности. В этом казалось бы элементарном вопросе есть нюансы. Если говорить о героях мультфильма, то они могут являться объектами авторского права – персонажами конкретного произведения. При этом изображения данных героев также могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Если мультфильм создан по мотивам литературного произведения, то появляется третий вид объекта интеллектуальной собственности – рисунок, используемый в иллюстрации к соответствующему литературному произведению, у которого также есть автор.
Мерч, являясь популярным направлением бизнеса и творчества, несет в себе серьезные юридические риски. Без лицензии на использование чужих брендов любое коммерческое использование охраняемых объектов является нарушением исключительных прав и может повлечь юридическую ответственность.
Яна Долинина,
директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»
Фото: freepik.com / AI