erid: 2W5zFHetpvU
За последние годы контент приобрел особую ценность, он является основополагающим инструментом в маркетинговой стратегии. Музыка, фотографии, дизайн, видео и тексты ежедневно используются в блогах, на сайтах и иных ресурсах. Однако далеко не каждый пользователь задумывается, что за вдохновляющим изображением или модным треком из видеороликов может стоять интеллектуальное право, нарушение которого грозит серьезными юридическими последствиями.
В современной цифровой среде контент стал новой валютой: его создают, обменивают, защищают и монетизируют, а правовая грамотность в этом вопросе – ключ к его использованию. В нашей статье разберем случаи, когда использование чужого контента может быть легальным, а когда будет являться нарушением.
Согласно Гражданскому кодексу РФ (ч. IV), объектами авторского права могут быть:
Данные объекты чаще всего размещаются в Интернете и могут находиться в открытом доступе. Несмотря на распространенное заблуждение, наличие контента в публичном пространстве не делает его достоянием общественности.
Нарушением авторских прав может быть:
Любое произведение охраняется авторским правом с момента создания, даже если:
По умолчанию все права принадлежат автору/иному правообладателю, и использовать объект без разрешения нельзя, если вы не получили лицензию или иное разрешение владельца.
Правообладатели стали внимательнее относиться к данному вопросу, понимая ценность своего контента, поэтому обеспечивают объекты авторского права охраноспособностью.
1. Получить разрешение от правообладателя
Наиболее безопасный способ – напрямую запросить согласие у правообладателя или купить лицензию:
Это исключает риски и упрощает документооборот.
Обязательно сохраняйте подтверждение разрешения (лицензионный договор, письмо, чек).
2. Использовать контент по открытой лицензии Creative Commons
Это группа унифицированных текстов, описывающих условия использования произведений, к которым они прилагаются. Существуют различные виды CC-лицензий.
Внимательно изучайте условия каждой лицензии, так как в них может быть разная информация по формату использования: «обязательно указание автора», «только для некоммерческого использования», «нельзя изменять и перерабатывать».
3. Цитировать и указывать автора
Если вы хотите использовать чью-то фразу или иной объект, обязательно оформите ее в виде цитаты. Помимо обозначенных целей использования фрагмента необходимо:
4. Использовать произведения, ставшие общественным достоянием
Некоторые произведения можно использовать свободно, без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Речь идет о произведениях, перешедших в общественное достояние.
Согласно ст. 1282 ГК РФ, произведение переходит в общественное достояние:
Например, классическая музыка (В.А. Моцарт), литературные произведения (А.С. Пушкин).
Как выстроить стратегию по использованию чужого контента?
Легальное использование чужого контента требует внимания и системного подхода. В условиях цифрового оборота и активной судебной практики по защите авторских прав компаниям и креативным специалистам важно понимать правовые рамки и использовать только юридически чистые материалы.
Яна Долинина,
директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030
Фото: freepik.com