r_arrow

Ностальгия по СССР – как компании используют тренд в своих товарных знаках

4 июня 2025 г. 15:24
img
В 2022 году два крупных исследовательских центра (ВЦИОМ и Университет «Синергия») провели параллельные социологические опросы, касающиеся восприятия СССР в повседневности. Респонденты ВЦИОМ прямо связывали словосочетание «Советский Союз» респонденты с представлением о стабильности, беззаботном детстве, единстве и социальном равенстве. 83% опрошенных Университетом «Синергия» высказались за возрождение советских товарных знаков. В обзоре Online Patent читайте, какие товарные знаки, ассоциирующиеся с Советским Союзом, регистрируются сейчас. 

Слово «СССР» в брендах

Буквы, обозначавшие когда-то «Союз Советских Социалистических Республик», в сокращенном варианте используют десятки компаний. Правда, надо отметить, расшифровывают их несколько своеобразно:

 

Есть товарные знаки и без подобного разъяснения:

Некоторые используют для своего обозначения латиницу (SSSR): 

Интересный логотип разработала сеть фитнес-клубов: 

Слова «Советское» (и однокоренные) в брендах

Слово «Советское» в разных вариациях часто фигурирует в зарегистрированных обозначениях. 

Здесь есть и отдельные товары, и предприятия (сеть аптек, пельменная, парикмахерская), и многое-многое другое. 

Слова «Комсомол» и «Пионер» в зарегистрированных товарных знаках

Пионерия и комсомол – это обязательные этапы карьерного пути любого коммуниста. Не зря же им были посвящены многочисленные песни («Не расстанусь с комсомолом», «Любовь, комсомол и весна», «Марш пионерских дружин», «Песня о пионерской дружбе»), стихи, фильмы. Быть пионером и комсомольцем в СССР – почетно. 

Посмотрим, какие товарные знаки с этими словами зарегистрированы сейчас. Их, отметим сразу, немного. Приведем некоторые:

Это все?

Нет. Крупные компании также используют бренды, сформировавшиеся (и ставшие популярными) в СССР.

Это, конечно, шоколад «Аленка», какао «Золотой ярлык», «Чай со слоном», «Красная Москва», газеты «Советский Спорт», «Комсомольская Правда», «Московский комсомолец» и многое другое. 

Почему апеллирование к советскому стало так популярно в России

С товарными знаками, перенесенными в современность из Советского Союза, более-менее понятно: они стали известными еще в СССР, сохранив свое влияние и в 90-е. 

Что касается новых брендов, использующих ассоциации с Советским Союзом, то тут тоже все объясняется просто: нынешних потребителей, ностальгирующих о прошлом, не всегда удовлетворяет то качество продукта, которое предоставляется на прилавках магазинов. Поэтому PR-отделы создают «добавленную ценность» предлагаемому, делая особый упор на эмоции. Качество товаров при этом дополнительно усиливается за счет внешнего облика: например, мороженое, сделанное, как это следует из рекламных буклетов, по старым советским рецептам, упаковывают обычно в хорошую обертку. 

А если фирма желает отойти от уже имеющихся образов?

Тогда она получает волну критики. В 2010-х – такая ситуация случилась с Кондитерской фабрикой имени Крупской. Она поменяла дизайн упаковки конфет и шоколада «Мишка на Севере». Старую картинку, известную всем еще с советских времен, заменили на новую, использовав стиль 3D-графики. Это вызвало негодование пользователей соцсетей: некоторые потребители указывали, что старый дизайн – символ высокого качества и хорошего вкуса продукта.

Сейчас (судя по результатам поисковой выдачи) – в магазинах преимущественно представлены конфеты со старым дизайном. 

Сообщает Online Patent

Российские новости