erid: 2W5zFJxWroS
Нередко предприниматели сталкиваются с ситуацией, когда на рынок выходит компания с таким же или очень похожим названием или логотипом. Самый неприятный момент возникает тогда, когда это обозначение оказывается зарегистрированным как товарный знак, но не вами.
Такие случаи не редкость: кто-то намеренно «перехватывает» чужую раскрученную идею, другой делает это из-за неосведомленности, третий рассчитывает на последующую перепродажу прав.
Мы всегда рекомендуем перед выводом продукции на рынок проверять имеющиеся товарные знаки и анализировать полученную информацию, потому что несвоевременность может привести к негативным последствиям и тогда возникнет вопрос: «Что делать, если бренд оказался под чужой регистрацией?»
Прежде всего определите, действительно ли чужая регистрация пересекается с вашими направлениями деятельности. Проведите анализ зарегистрированных товарных знаков (через ФИПС или сторонние сервисы), а именно – классов МКТУ на совпадение с вашими товарами или услугами. Если «чужой» товарный знак зарегистрирован в классах, не пересекающихся с вашими категориями продукции, вы можете подать свой бренд на регистрацию.
На практике чаще всего возникает обратная ситуация: «чужой» товарный знак зарегистрирован в классах, релевантных вашей сфере деятельности, и вы становитесь заложником использования своего же бренда.
Как добиться регистрации своего бренда в качестве товарного знака?
Есть несколько ситуаций, у каждой из которых свой алгоритм действий:
1. Регистрация товарного знака патентными троллями. Эти лица занимаются получением исключительных прав, чтобы в дальнейшем предъявить претензии компаниям, которые используют данные объекты,.
В данном случае можно подать иск о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования. Такие действия позволят отменить регистрацию товарного знака у правообладателя, если он не использует его в течение определенного периода (непрерывно в течение последних трех лет) в отношении тех товаров или услуг, для которых он был зарегистрирован.
2. Регистрация товарного знака конкурентами, активно использующими его в своей деятельности.
В данном случае можно подать иск о признании регистрации товарного знака недействительной на основании пункта 2 статьи 1512 ГК РФ с признаками недобросовестной конкуренции. Если вы использовали бренд раньше, чем он был зарегистрирован другим лицом, это может стать основанием для аннулирования его прав. Докажите, что вы первым начали использовать обозначение на рынке. Подойдут:
Необходимо собрать максимальное количество доказательств активного использования вами спорного обозначения до даты регистрации товарного знака конкурентами.
Еще одно популярное основание для аннулирования – недобросовестная конкуренция по статье 14.4 ФЗ «О защите конкуренции». В такой ситуации обращайтесь в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Если ФАС признает, что регистрация товарного знака была актом недобросовестной конкуренции, то на основе этого решения можно обратиться в Роспатент с требованием о досрочном прекращении товарного знака.
Если ваш бренд оказался под чужой регистрацией, действуйте быстро и грамотно. Сбор доказательств, анализ ситуации, переговоры или инициирование правовых процедур – выбор зависит от обстоятельств. Юридически правильные и своевременные действия дадут вам больше шансов на успех.
Яна Долинина,
директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030
Фото: freepik.com / This resource was generated with AI