Какие демографические тренды наблюдаются в России в последнее время? Какие новые идеи они могут «подсказать» производителям детских товаров? Ситуацию с демографией и ее влияние на рынок прокомментировала заведующая кафедрой народонаселения, профессор, д.э.н. экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Ирина Калабихина.
Эксперт перечислила несколько важных факторов:
1. Объем рынка товаров и услуг для новорожденных сокращается, а для подростков – растет
На сегодняшний день число новорожденных сокращается, а число подростков, наоборот, увеличивается. По прогнозам аналитиков, число рождений снова начнет расти только после 2028 года. Что это значит для индустрии?
«Изменение численности разных возрастных групп детского населения России – непрерывный процесс, – отмечает Ирина Калабихина. – Рынку нужно уметь подстраиваться под эти изменения. Инфраструктура родовспоможения и сопровождения детства должна быть “резиновой”, гибкой, она должна то расширяться, то сужаться».
Есть и другой важный вывод. Производителям стоит обратить внимание на особенности потребления подростков, считают эксперты, – в частности, на то, что многие современные тинейджеры зарабатывают сами, а значит, сами решают, как тратить деньги. Кроме того, интересы подрастающего поколения в значительной степени сосредоточены на цифровых технологиях, и брендам нужно это учитывать, если они хотят привлечь целевую аудиторию.
2. Постарение рождаемости
Этот общемировой тренд затронул и Россию. Если 15 лет назад период рождения первого ребенка у женщин приходился на 20-24 года, то сейчас он сдвинулся в сторону 28-29 лет, и эксперты ожидают, что тенденция продолжится. Что это значит для индустрии?
«Женщина в 20 и в 29 лет – это совершенно разные люди, и дело здесь не в разнице поколений. У них разные финансовые возможности, разные ценности и представления о жизни. Соответственно, на рынке все больше будут востребованы товары и услуги для “взрослых” родителей. Для них время важнее, чем деньги, качество важнее количества и так далее. В связи с этим рынок услуг будет довольно интенсивно расти: мамы и папы в возрасте уделяют много времени активностям, направленным на развитие детей, ищут способы интересно провести совместный досуг», – говорит Ирина Калабихина.
Тем не менее, постарение рождаемости – не самый позитивный тренд, поэтому государство разрабатывает меры, направленные на то, чтобы стимулировать рождение первенцев в более раннем возрасте. Пример государственной поддержки, которая может быть интересна бизнесу, – помощь студенческим семьям.
Минобрнауки инициировало создание детских комнат в вузах, чтобы молодые родители могли спокойно учиться, не переживая за своих малышей.
К 2030 году в университетах должны открыть не меньше 1 тыс. комнат для студенток и преподавателей с детьми. Такое требование содержится в новом нацпроекте «Семья», который будет запущен в 2025 году. Соответственно, у производителей детской мебели, игр и игрушек, средств обучения, есть возможность принять участие в тендерах по оснащению этих пространств.
3. Рождение третьего и последующих детей
К позитивным демографическим трендам можно отнести рост рождаемости третьего и последующих детей. Так, коэффициент их рождаемости в 2023 году по сравнению с 2022 вырос с 0,36 до 0,37. Эта тенденция остается устойчивой на протяжении последних семи лет.
По данным Минтруда, за последние пять лет число многодетных семей увеличилось на 27% – почти до 2,4 млн. Количество детей в них выросло на 30% и составило 7,7 млн. В том числе, это результат государственной политики, направленной на поддержку семей с детьми.
Сообщает РДТ-Инфо
Фото: Freepik, автор senivpetro