r_arrow

Международные соглашения, регулирующие защиту иностранных брендов в России

11 сентября 2024 г. 14:40
img

erid: LjN8JweY9

Интерес иностранных правообладателей к российскому лицензионному рынку достаточно высок. В связи с чем важно владеть информацией об особенностях защиты зарубежных брендов на территории нашей страны. Данным вопросам будет посвящена серия статей.

Для того, чтобы иностранный бренд защищался в России, права на него должны признаваться со стороны государства. Возможность и обязанность такого признания устанавливается международными соглашениями. Важно обратить внимание на то, что в отношении разных объектов интеллектуальной собственности действуют отдельные международные соглашения.

Так, правовая охрана зарубежных объектов авторского права на территории России регулируется Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (РФ – участник с 13 марта 1995 г.). Несмотря на название, конвенция охватывает все объекты авторского права, включая аудиовизуальные и музыкальные произведения. Правовая защита таким объектам предоставляется на территории всех стран-участниц конвенции при условии, что автор произведения является гражданином одной из стран-участниц или имеет постоянное место жительства в такой стране, либо произведение было впервые опубликовано в стране-участнице. По последней официальной информации конвенция подписана 181 государством из 195 – так произведение, созданное в одном государстве, подлежит защите практически во всем мире. Согласно Бернской конвенции, для обеспечения защиты, к примеру, изображений иностранных мультгероев как объектов авторского права на территории РФ, не требуется проходить какие-либо процедуры подтверждения прав со стороны государства.

По-другому обстоят дела в части защиты товарных знаков, поскольку указанные объекты интеллектуальной собственности возникают в силу государственной регистрации. Предоставление правовой охраны товарным знакам на территории России регулируется двумя международными документами: Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г. (РФ  является участником с 1965г.),   а также Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г. (РФ – участник с 1976 г.) и Протоколом к нему от 1989 г.

Парижская конвенция устанавливает следующие гарантии: граждане любого из договаривающихся государств на территории иных стран союза обладают тем же объемом прав, что и собственные граждане этих стран.  Таким образом, иностранное лицо вправе на общих основаниях обратиться в Роспатент за регистрацией товарного знака на территории России и в случае успешной регистрации осуществлять защиту своего права наравне с отечественными правообладателями. Кроме того, данная конвенция устанавливает право приоритета в отношении подаваемых заявок на регистрацию товарного в течение шести месяцев. Это означает, что при подаче заявки в одной из стран, заявитель может в течение полугода подать заявку в другой стране союза и она будет считаться поданной в ту же дату, что и первоначальная. Это позволяет исключить риски регистрации в течение этих шести месяцев сходного обозначения иными лицами. Однако в рамках данной конвенции в каждом государстве необходимо подавать отдельную заявку на регистрацию.

Эту ситуацию исправило Мадридское соглашение, которое позволяет распространить правовую охрану регистрируемого товарного знака сразу на несколько государств-участников соглашения, то есть не нужно подавать отдельные заявки в национальные ведомства каждого отдельного государства, достаточно подать одну. При этом важно знать, что ключевым условием возможности такой международной регистрации является наличие уже зарегистрированного или находящегося на регистрации товарного знака в стране происхождения. К примеру, компания из Китая может подать заявку на международную регистрацию товарного знака только при условии наличия регистрации в национальном реестре Китая.

Таким образом, обозначение будет подлежать защите на территории России в качестве товарного знака при условии, что указанное обозначение зарегистрировано в РФ в национальном реестре либо имеет международную регистрацию с прямым указанием на распространение действия на территорию РФ. Если международная регистрация первоначально не предусматривала распространение на территорию РФ, не требуется регистрировать новый товарный знак: можно внести изменения в уже действующий, расширив перечень стран в пределах участников Мадридского соглашения или Мадридского протокола.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 526105103

Фото: freepik.com, автор awesomecontent

Юридическая практика