erid: LjN8KA3Nd
В 2024 году «Союзмультфильм» празднует 88-летие. К этой красивой дате киностудия приготовила различные акции, и, конечно же, премьеры. О праздновании юбилея студии, приоритетных направлениях работы, о создании контента для подростков, о новых лицензионных сделках и поддержке партнеров, о борьбе с контрафактом и трендах лицензионного рынка «Вестнику» рассказала Юлия Голова, руководитель лицензионного направления киностудии «Союзмультфильм».
В этом году «Союзмультфильму» исполнилось 88 лет. Как отметили значимую дату?
Отметили по всей стране! 88 – яркая дата, мы увидели в ней два знака бесконечность – и в этом есть масштаб и философия. Нам захотелось присоединить к празднику многие российские города с помощью серии кинопоказов и тематических квестов. Последние представляют из себя специальное приложение, пользователи которого могут бесплатно совершить увлекательную прогулку по своему городу вместе с героями «Союзмультфильма» и узнать больше о его достопримечательностях.
Еще одна масштабная акция у студии сейчас проходит вместе с сетью ресторанов Burger King – с детскими наборами здесь можно получить коллекционную фигурку одного из персонажей «Союзмультфильма» и поместить в специальный картонный домик. «Жемчужина» коллекции – Матроскин в золотой короне – он самый редкий.
Ну и, конечно же, празднование не обошлось без премьер и экспериментов. Так, в деревню «Простоквашино» приехал знаменитый гость – шоумен Гарик Харламов. Известный комик появился в серии «Таинственный бульдог» в качестве камео. В день рождения «Союзмультфильма» эпизод вышел в онлайн-кинотеатре Okko, на телеканале «Мультиландия», а также стал частью бесплатных праздничных показов. Там же зрители могли увидеть еще одну премьеру – короткометражку «Крошки», где легендарные герои «золотой коллекции» – Попугай Кеша, Винни Пух, Кот Матроскин, и Львенок из классического мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню» – предстали в детском возрасте. Идея создать такой мультфильм была в том, чтобы увлечь самых маленьких зрителей в волшебный мир с любимыми персонажами и сказками, которые были популярны у их родителей и дедушек с бабушками. И судя по всему у нас это получается: за прошедший месяц «Крошки» набрали уже свыше 2 миллионов просмотров на нашем Youtube-канале.
Какие приоритетные направления развития киностудии вы бы выделили? Фокус на брендах «золотой коллекции» или на новых мультфильмах? Почему важно не только сохранить наследие киностудии и любовь зрителя к нему, но и снимать новый контент? Какие ремейки, сиквелы, новые сезоны сейчас в работе или планируются?
Поскольку «Союзмультфильм» сейчас развивается в формате медиахолдинга, есть целый спектр направлений. Если говорить глобально, то мы строим мультвселенную, где аудитория может встречаться с героями мультфильмов не только посредством экрана, но и во время обучения, отдыха, в быту. Поэтому мы работаем в формате 360, развивая не только производство, но и лицензионное агентство, телеканал «Мультиландия», парковое направление, франшизы кафе, детского центра, управление рекламы, продвижения и PR, образование. Все это работает как единая система.
Такой же подход мы применяем и в создании контента, одновременно перезапуская «золотую коллекцию» и формируя новые бренды. Более того, иногда мы сочетаем героев из разных вселенных, что можно увидеть в новогодней короткометражке «Принцессы. Сказочный голос», где объединились героини-принцессы из разных лент классики – Забава, Бременская, Дюймовочка, Золушка. Мультфильм «Крошки» – также пример такого подхода.
В этом году мы также совместно с нашим партнером, студией Magic Factory представим оригинальную полнометражную приключенческую ленту «Формула воды», а спустя некоторое время – новый спортивный мультсериал «Чемпионы», вдохновением для которого послужили герои легендарного Бориса Дежкина.
Отдельным направлением идет взаимодействие с кинопроизводителями – в разработке сразу несколько игровых фильмов с героями «золотой коллекции», съемки двух из которых – «Чебурашка 2» в партнерстве с Yellow, Black&White, START, телеканалом «Россия» и «Простоквашино» вместе с «Газпром-Медиа Холдингом», телеканалом ТНТ и продюсерской компанией братьев Андреасянов стартовали в июне. При этом с ГПМ и ТНТ у нас будет долгосрочное сотрудничество – в планах также игровая лента «Умка» и вдохновленные новогодней короткометражкой «Принцессы». Последние, к слову, появятся и на театральных подмостках – уже работаем вместе с неоднократным лауреатом «Золотой маски» Алексеем Франдетти над семейной постановкой.
Ниша контента для подростков в нашей стране пока не сильно развита. Каковы ваши планы по охвату этой аудитории? Как можно завоевать их лояльность?
Решением этого вопроса сейчас заняты многие производители контента. Подростки – очень нестабильная, потребляющая огромное количество информации аудитория. К тому же значительную долю ее внимания «оттягивает» пользовательский контент. И да – весомую часть жизни современные школьники проводят в виртуальных пространствах. Мировые исследования в целом говорят нам, что сегодняшних подростков – так называемых «зуммеров» и «альфа» больше волнует внешний вид цифрового аватара, нежели реальный облик. Именно поэтому сейчас многие мировые бренды-производители товаров и услуг открывают свои площадки в Roblox, а популярные музыканты и медиа-персоны стремятся в Fortnite.
Как крупнейший российский производитель контента мы здесь не остались в стороне и первыми из анимационных студий у нас в стране создали свой мир в Roblox. Это самая настоящая деревня «Простоквашино», где можно гулять, выполнять задания, взаимодействовать с любимыми героями и даже самому побывать в их роли. Можно, к примеру, полетать над деревней за Галчонка.
И, признаюсь, мы не ожидали того ажиотажа, который вызвала площадка. Всего за несколько месяцев после своего открытия в декабре 2023 года мир «Простоквашино» вошел в ТОП-5 самых посещаемых среди российских компаний с более чем 2 млн визитов.
Ну и, конечно же, мы готовим новые проекты для старшей возрастной группы. У нас уже есть «Приключения Пети и Волка», которые на тематическом телеканале 2X2 по рейтингу занимают высокую вторую позицию после «Губка Боб-квадратные штаны», будут еще два мультсериала, которые прорабатываются в тесном контакте с аудиторией, с получением обратной связи в формате фокус-групп.
В более далекой временной перспективе для подростков также готовится красивый полнометражный проект по серии книг Юлии Ивановой «Тайны Чароводья». Помимо увлекательного сюжета в силу компетенций автора эти произведения также очень психологичны – сопереживая героям, в них можно найти ответы на многие характерные для возраста вопросы.
В прошлом году в интервью Вестнику вы отметили, что приоритетным направлением в развитии лицензионной программы ваших брендов является категория FMCG. Так ли это сейчас?
Да, это стратегически важное для нас направление, поскольку товары повседневного спроса – то, с чем сталкивается каждый из нас ежедневно, и именно поэтому нам крайне важно развивать эту категорию. Еще важными направлениями для развития в 2024 году являются акции лояльности и промоакции, которые мы проводим в ритейле, традиционной рознице, маркетплейсах, ресторанах быстрого обслуживания.
Какое количество лицензионных партнеров насчитывает «Союзмультфильм»? Сколько SKU выпускается? Расскажите о ярких лицензионных сделках в этом году.
На данный момент у нас свыше 200 лицензионных партнеров и более 15 000 SKU. В этом году мы в том числе были сосредоточены на реализации лицензионных программ, сопровождающих выход полнометражных игровых фильмов «Бременские музыканты» и «Летучий корабль», а также на 88-летии «Союзмультфильма». Последнее нашло свое отражение в сотрудничестве с сетью Burger King, о котором я уже сказала, ну а выход полнометражных лент сопровождался выпуском капсульных коллекций одежды, принты из которых переосмысляли классические образы и цитаты из классических мультфильмов. Речь идет, например, о наших коллекциях с брендом Fresh Trend. Впереди еще много ярких проектов и коллабораций, о которых мы расскажем в начале осени.
Каких лицензионных партнеров вы ищете? Может ли им стать некрупный производитель?
Конечно, прежде всего это крупные производители в своих сегментах, однако, мы заинтересованы и в точечных коллаборациях, которые позволяют создавать яркий, штучный продукт – это работает на репутацию. Например, после выхода на экраны полнометражной ленты «Летучий корабль» мы представили капсульную коллекцию предметов гардероба совместно с модным брендом женской одежды Akhmadullina. Принты были разработаны на основе нарядов главной героини – Забавы. Вообще костюмы к ленте – это совершенно отдельная история, их создала легендарный художник по костюму Надежда Васильева, поэтому материал для вдохновения был богатым. Получилась маленькая, но очень аутентичная, красивая коллекция.
Какую поддержку вы оказываете своим лицензиатам?
Как холдинг «Союзмультфильм» обладает широким спектром ресурсов для поддержки. У нас есть собственный телеканал «Мультиландия», который входит в ТОП-5 детских телеканалов по стране, кроме того, с прошлого года на киностудии создано мощное подразделение – управление по рекламе, маркетингу и PR, а это значит, что работа по продвижению была усилена. Мы ведем работу с блогерами, которым можно предложить рассказать о продукте, активно взаимодействуем со СМИ, которые пишут о коллаборациях брендов, организуем конкурсы, где в качестве призов может выступать брендированная продукция. Также эффективной мерой является поддержка на крупных маркетплейсах – Wildberries, Ozone, Мегамаркете. Спектр формируется индивидуально под каждого партнера. О наших возможностях мы два раза в год рассказываем на наших лицензионных саммитах, совсем скоро пригласим всех на осеннюю встречу.
Какие тренды на лицензионном рынке вы бы отметили?
Я думаю, это качественный рост нашего лицензионного рынка, который произошел во многом благодаря уходу иностранных контентмейкеров. Для того, чтобы работать с крупными производителями, нам нужно было «подтянуться» до того качества предложения, которое предоставлялось зарубежными коллегами. К нам пошли бренды, которые ранее не сотрудничали с российскими студиями – к примеру, Erich Krause, который сейчас выпускает линейки продукции с героями мультфильмов «Тайны третьей планеты», «Приключения Пети и Волка», «Простоквашино, «Ну, Погоди! Каникулы», «Винни Пух» и «Жил был Пес».
Выросла конкуренция – как между брендами за производителей, так и среди производителей за бренды. К слову, иногда компании, которые хотят приобрести лицензии, почти буквально «стоят в очередях». Как пример – на 112 млн рублей было продано Чебурашек на Ozone в 2023 году, тогда как в 2022 на 13.8 млн рублей. В масштабе всей индустрии мы явно вышли на более высокий качественный уровень.
Расскажите о развитии ваших тематических парков в этом году. Почему вы уделяете такое внимание этому направлению? Какие результаты это дает?
Это еще одна составляющая нашей концепции 360. Тематические парки обеспечивают эффект полного погружения в мир наших героев, создают крепкую эмоциональную связь. Причем, это формат, актуальный для всех возрастов.
Более трех лет назад первой нашей крупной площадкой стал «Союзмультпарк»: его концепция разрабатывалась несколько лет на основе образцов в области VR-развлечений из разных стран мира.
На данный момент «Союзмультпарки» открыты в Москве на ВДНХ и в Казани. В каждом из них – более 15 мультимедийных аттракционов. Важная особенность такого центра в том, что это очень гибкий формат. Здесь могут проходить лекции, мастер-классы, киносеансы и др. «Союзмультпарки» становятся популярным местом проведения досуга. В год павильон посещают свыше 160 тысяч гостей в Москве и более 110 тысяч – в Казани.
Запросы на создание подобных павильонов стали поступать из разных российских регионов, однако в ходе работы стало очевидным, что формат павильонов необходимо сделать более гибким исходя из погодных, территориальных и иных условий у каждого из заинтересованных партнеров. Некоторые из них также выступали с предложениями встройки аттракционов и активностей от «Союзмультфильма» в уже имеющиеся развлекательные парки и комплексы, также поступали идеи создания открытых парков.
В итоге на сегодняшний день «Союзмультфильм» работает над открытием еще нескольких локаций – например, в рамках алтайского горного курорта Манжерок. В этих проектах развлекательные зоны «Союзмультфильма» интегрируются в различные пространства, каждая концепция разработана индивидуально. Одновременно с этим из регионов также стали поступать запросы на сотрудничество по разработке концепций городских парков на основе отечественной анимации. Первый такой проект будет реализован в Благовещенске, мы обсуждаем предложения от еще нескольких потенциальных партнеров.
Какие успехи есть в борьбе с контрафактной продукцией? Увеличилось количество исков? Какие здесь основные проблемы?
Юридический департамент «Союзмультфильма» продолжает планомерную работу по выявлению нарушений по всей стране. В предыдущие годы было подано несколько тысяч претензий, и если дело доходило до суда, то в 100% случаев дела разрешались в пользу «Союзмультфильма». В этом году нами также подано свыше 2000 претензий по незаконному использованию образов, а также неправомерной регистрации товарных знаков.
Да, эти претензии всегда имеют широкий резонанс в региональных СМИ, однако, иначе мы не изменим ситуацию. За долгие годы правового хаоса сформировалось впечатление, что классические анимационные образы никому не принадлежат, и это мировоззрение нужно менять. У нас есть добросовестные лицензиаты, права которых нарушаются производителями контрафакта, кроме того, нарисованные «из-под полы» дизайны влияют на имидж студии в целом. Во всем мире анимационные компании бескомпромиссно настроены в этом вопросе, и мы здесь не исключение.
Помимо этого, мы считаем необходимым введение регулятивных норм в отношении маркетплейсов для ограничения размещения контрафактной продукции на их витринах. «Союзмультфильм» находится в плотном контакте с крупными игроками рынка, они оперативно удаляют нарушителей, но ничто не мешает им регистрировать новые кабинеты и опять выставлять продукцию. Поэтому мы видим необходимость в том, чтобы маркетплейсы проверяли легальность размещаемых товаров.
Расскажите о международном продвижении ваших брендов в этом году. Чего удалось добиться и какие цели вы ставите перед собой в будущем?
За последние годы было успешно организовано сотрудничество с Ближним Востоком, где контент «Союзмультфильма» доступен в ротации на всех важнейших медиаресурсах.
Сейчас киностудия совместно с локальными партнерами организует детский фестиваль в Абу Даби – здесь будут показаны и наши анимационные проекты, и местного детского канала Majid. Цель – кросс-продвижение персонажей и повышение узнаваемости проектов обеих сторон в ОАЭ.
Помимо этого, заключено множество точечных сделок с компаниями из Юго-Восточной Азии, особый интерес к нашему контенту в последнее время проявляют Тайвань, Индонезия, Вьетнам. К примеру, «Ну, погоди! Каникулы» прошел на канале VSTV во Вьетнаме с очень высокими рейтингами, и теперь коллеги ждут на закупку новые сезоны.
Кстати, права на дистрибуцию «Ну, погоди! Каникулы» сейчас приобрели и в Китае: заключена сделка с Jetsen Huashi Wangju (Huashi TV) – крупнейшим дистрибьютором фильмов и сериалов на территории страны. В целом в КНР у нас уже вышли 6 сериалов, их можно посмотреть на 20 платформах.
Вообще, Китай является нашей стратегической целью, поэтому в этом направлении мы ведем множество переговоров, укрепляя сотрудничество. Так, в 2024-2025 гг. в рамках перекрестного года культуры России-Китая СМФ совместно с ААК, при поддержке Минцифры РФ и Департамента по культуре города Москвы мы проводим Перекрестные дни анимации России и Китая, и сейчас ждем наших коллег из Поднебесной в гости у нас в стране.
В долгосрочных планах мы нацелены с партнерами из разных стран на сопроизводство, на создание фильмов, где пересекутся национальные герои: и российские, и страны- сопроизводителя.
«Вестник лицензионного рынка»
Реклама. ООО «Союзмультфильм»
ИНН 7731393568