r_arrow

Способы пресечения контрафакта в Интернете

8 мая 2024 г. 10:49
img

erid: LjN8JwcFE 

Бурное развитие онлайн-торговли способствует кратному увеличению продаж контрафактной продукции на различных интернет-ресурсах. Существует несколько видов онлайн-площадок, где в настоящее время осуществляется реализация товаров с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности: маркетплейсы, интернет-магазины, социальные сети и сервисы (агрегаторы) объявлений. Стратегия ведения защиты зависит от разновидности интернет-ресурса.

Маркетплейсы являются информационными посредниками, поэтому к ним, в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ, следует предъявлять нематериальные требования (об удалении информации или об ограничении доступа к ней). Эти требования можно направить в виде письменной претензии по юридическому адресу владельца маркетплейса. Однако для более оперативной коммуникации по удалению карточек с контрафактными товарами у многих площадок функционируют специальные формы электронных обращений (к примеру, Цифровой арбитраж на Wildberries или личный кабинет бренда на OZON). Следует учитывать, что в ситуации, когда маркетплейс знал о факте нарушения интеллектуальных прав и не пресек его по обращению правообладателя, к маркетплейсу можно предъявить требования о взыскании денежной компенсации. Параллельно с требованиями в адрес онлайн-площадки их следует предъявлять к продавцам нелегальной продукции. Зная ИНН или ОГРН (ОГРНИП) продавца, вы можете получить в налоговых органах данные, необходимые для формирования претензий.

При выявлении фактов продажи контрафактной продукции на сайтах интернет-магазинов требования нематериального и материального характера следует предъявлять к владельцу доменного имени, а если фактическую деятельность на сайте ведет иное лицо, то к нему. В случаях незаконного использования объектов авторского и смежного права (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, которые аналогичны фотографии) можно обратиться в Мосгорсуд с требованиями о блокировке сайта такого интернет-магазина либо его отдельных страниц. При этом  блокировку можно распространить на весь период судебного разбирательства. Для этого нужно обратиться в тот же суд с заявлением о применении предварительных обеспечительных мер. Когда интернет-магазин использует в доменном имени обозначение, сходное с зарегистрированным товарным знаком, правообладатель также может обратиться с такими требованиями: запретить администрирование доменного имени такого интернет-магазина и оформить в дальнейшем доменное имя на себя.

При ведении защиты в социальных сетях и на площадках агрегаторов объявлений зачастую невозможно установить данные продавцов контрафакта, поскольку они ведут деятельность с нарушением налогового законодательства, принимая оплату как физические лица и не предоставляя данные о себе. По таким фактам следует предъявлять требования о блокировке  администраторов данных интернет-ресурсов. Если вам все же удалось получить от продавца реквизиты с его данными, то есть возможность предъявить к нему требования. При этом важно надлежащим образом оформить собранные доказательства, чтобы суд их принял в обоснование заявленных требований.

Таким образом, каждый случай нарушения на интернет-ресурсах индивидуален и обладает своей спецификой. Специалисты компании «Медиа-НН» всегда готовы оказать помощь и проконсультировать по вопросам, касающимся борьбы с контрафактной продукцией в онлайн-среде.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор ООО «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com, автор snowing

Юридическая практика