r_arrow

Без вины виноватый: как продавцу снизить риски продажи контрафакта

8 мая 2024 г. 10:47
img

erid: LjN8KPB8P

«Я не знал, что это контрафакт», – именно эти слова зачастую можно услышать от продавцов, получивших претензии о нарушении исключительных прав от правообладателей. При этом в соответствии со ст. 401 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, несут ответственность за свои незаконные действия при отсутствии вины, если не докажут, что такие действия стали следствием непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Возникает вопрос: как продавцам обезопасить себя и снизить риски продажи нелицензированной продукции?

Что такое контрафакт?

Из комплексного толкования ст. 1252, 1515, 1519 ГК РФ следует, что контрафактными являются товары, на которых незаконно размещены чужие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации

Существует также понятие фальсификата. Согласно положениям Федерального закона №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000, фальсифицированной является продукция, имеющая умышленно измененные или скрытые свойства, а также сопровождаемая заведомо неполной или ложной информацией.

Понятие фальсификата более широкое, так как предполагает любое искажение информации о товаре с целью введения потребителей в заблуждение. Контрафакт – полное или частичное копирование внешнего вида продукции известного бренда.

Ответственность за продажу нелицензированных товаров

В случае выявления факта нарушения исключительных прав правообладатель может потребовать от продавца:

  • безвозмездного уничтожения контрафактных товаров за счет нарушителя
  • возмещения убытков
  • выплаты компенсации

При этом действующее законодательство предусматривает несколько способов расчета компенсации:

  • в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей в зависимости от обстоятельств нарушения
  • в двукратном размере стоимости контрафактных товаров
  • в двукратном размере стоимости права использования объектов интеллектуальной собственности, определяемой на основании, например, лицензионных соглашений и заключений оценщиков

Так, например, Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2023 по делу № А40-41213/23 с ответчика была взыскана компенсация за реализацию поддельных кукол «Леди Баг» на маркетплейсе www.wildberries.ru в размере 989 486 рублей, рассчитанная на основании двойной стоимости товаров, маркированных товарными знаками истца.   

Если товар реализуется через Интернет, например, на сайте продавца, правообладатель вправе направить в суд заявление о предварительном обеспечении защиты исключительных прав и блокировке всех веб-страниц, содержащих незаконные предложения к продаже. В последствии нарушителя могу обязать разместить на своем сайте решение суда, что, несомненно, скажется на его репутации и может привести к значительным финансовым потерям.   

Оригинал или контрафакт?  

Вывод о том, что товар не является лицензионным, можно сделать на основании следующего:

  • Несоответствие логотипа, размещенного на продукции, оригинальному логотипу
  • Сравнительно низкая цена относительно оригинальной продукции
  • Отсутствие на товаре информации о правообладателе, указания на наличие исключительных прав (символ «©» в отношении объектов авторского права, «®» или «™» - в отношении товарных знаков)  
  • Отсутствие серийного номера, артикула, знаков европейского и евразийского соответствия СЕ и ЕАС
  • Отсутствие представленного товара в линейке оригинальной продукции
  • «Кустарное» качество товара

Прежде чем закупать или реализовывать товар продавцу также необходимо проверить наличие у поставщика документов, позволяющих достоверно установить законное происхождение продукции. К ним относятся, например, лицензионные соглашения, таможенные декларации и договоры поставки или купли-продажи с официальными дистрибьютерами.  

Чтобы избежать юридической ответственности, продавцы зачастую ссылаются на принцип исчерпания права. Согласно ст. 1487 ГК РФ, не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его согласия. Однако, для применения данного принципа необходимо доказать всю цепочку сделок с официальным дистрибьютером и факт того, что к продаже предлагается именно товар, являющийся предметом данных сделок.

Так, по делу №А50-32471/2022 Суд по интеллектуальным правам оставил без изменения постановление о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака, поскольку ответчик, хотя и доказал, что продукция изначально была куплена у официального дилера, документально не подтвердил, что реализовывал именно те товары, в отношении которых исключительное право исчерпано.

Чтобы не столкнуться с данной проблемой, в договорах с поставщиками необходимо максимально точно идентифицировать товары: указывать бренд, модель, артикул и другие отличительные признаки.

Важно отметить, что на практике при проверке документов продавцы нередко ограничиваются наличием сертификатов соответствия. Однако они не подтверждают оригинальность товаров, а лишь свидетельствуют об их соответствии требованиям безопасности и техническим регламентам.

Как устранить риски?

Чтобы обезопасить себя от рисков продажи нелицензированной продукции, продавцам необходимо:

  • Приобретать товары у официальных дистрибьютеров
  • Предварительно изучать характеристики оригинальной продукции, ее внешний вид, упаковку, стоимость и ассортимент

В случае, если продавец все же получил «счастливое» письмо с требованием о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав, необходимо в первую очередь связаться с правообладателем или его представителем и урегулировать спор в досудебном порядке. Выплатить компенсацию все же придется, однако удастся обойтись меньшими издержками, а также получить всю необходимую информацию о способах приобретения лицензионной продукции. Ее дальнейшая реализация позволит исключить вероятность повторного нарушения в будущем.

Юлия Лазарева,

младший юрист практики по борьбе с контрафактом

и серым импортом Semenov&Pevzner

Реклама. ООО «Семенов и Певзнер»

ИНН 7728742931

Фото: freepik.com, автор pressfoto

Интервью и аналитика