r_arrow

Типичные ошибки самозанятых при регистрации своего бренда

6 марта 2024 г. 14:14
img

В конце июня 2023 года в силу вступил Федеральный закон от 28.06.2022 № 193-ФЗ, разрешающий самозанятым регистрировать товарные знаки. Это нормативное совершенствование правовой базы позволяет гражданам, платящим налог на профессиональный доход, индивидуализировать свое дело, эффективно продвигая себя на рынке без дополнительных рисков. Online Patent разобрал основные ошибки, которые совершают самозанятые при регистрации своего бренда. 

Первое – самозанятые зачастую ведут неправильную предварительную подготовку: неверно определяют классы МКТУ, а поиск осуществляют исключительно по действующим знакам, не учитывая другие поданные заявки.

Второе – придумывают товарные знаки, которые явно не соответствуют законодательству РФ: например, копируют полностью или частично ушедший, но официально зарегистрированный бренд зарубежной компании. Или того хуже –предлагают к регистрации товарные знаки, которые прямо противоречат общественным интересам.

Третье – нарушают формат подачи документов в Роспатент:

  • не указывают почтовый индекс и наименование адресата;
  • в графу «Заявитель» вносят сразу несколько имен (что прямо противоречит Требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России №482 от 20.07.2015).

Некоторые, направляя заявление, составляют его так, что специалист ведомства не может прочесть текст.

Все это ведет к тому, что в оформлении товарного знака, скорее всего, откажут. Самозанятый, заплатив пошлину и потратив время, не получит желаемого: останется и без денег, и без юридической защиты своего товарного знака.

Как регистрировать товарные знаки правильно?

Во-первых, всегда важна предварительная подготовка. Проверьте придуманный вами товарный знак по бесплатному поиску на профильных сайтах. Параллельно пробейте свою заявку по платной базе данных Федерального института промышленной собственности (это исключит вероятность подачи дубля уже находящегося на рассмотрении товарного знака).

Во-вторых, не стоит предлагать Роспатенту бренды, которые:

  • вводят потенциального потребителя в заблуждение;
  • напоминают государственную символику;
  • балансируют на грани морали;
  • имеют схожесть с объектами культурного наследия.

В-третьих, всегда важно четко определить классы МКТУ, по которым будет осуществляться регистрация. Их можно посмотреть здесь. Нужно учитывать несколько моментов:

  • если вы неправильно подберете класс, то защитить свой бренд при копировании его другими бизнесменами будет практически невозможно;
  • ряд классов являются корреспондирующими – юристы обычно в этой связи приводят такой пример: в 29 классе есть томатная паста, а в 30 классе –томатный соус. Все эти товары относятся к разряду однородных, то есть эксперт Роспатента, получив заявку на регистрацию бренда, будет проверять как 29, так и 30 классы. Если обнаружатся сходные наименования в каком-либо из классов, то в оформлении откажут. 

В-четвертых, при самостоятельном составлении заявки досконально ориентируйтесь на требования, установленные в вышеупомянутом Приказе Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482

В-пятых, не забудьте оплатить при подаче заявки госпошлину. Ее актуальную сумму можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ от 10.12.2008 № 941 (ред. от 19.09.2022).

В-шестых, внимательно отслеживайте свою почту. Если Роспатенту потребуются пояснения по вашему товарному знаку, то их надо дать оперативно.

Как видите, сложности в оформлении товарного знака буквально преследуют регистрирующего на каждом шагу.

А если я не хочу оформлять право на бренд и буду работать без охранных документов?

Здесь есть несколько серьезных проблем. Дело в том, что любое дело требует дополнительных материальных вложений в раскрутку (реклама в интернете, выход на маркетплейсы и так далее). 

Представим себе ситуацию. Ресурсы вложены, работа началась, пошли первые заказы… Бизнес набирает обороты. И внезапно все прекращается, так как:

  • либо успешно-раскручиваемый бренд перехватывает «патентный тролль»;
  • либо оказывается, что товарный знак, который использует самозанятый, уже юридически принадлежит другому предпринимателю.

В этих ситуациях все развивается по худшему сценарию: правообладатель требует от нарушителя запретить использование товарного знака, а также, например, взыскать компенсацию в размере до 5 млн рублей.

Суды в этих случаях чаще всего проверяют юридическое основание: раз у истца есть документ, подтверждающий факт регистрации, то он и считается правым. Поэтому требования удовлетворяются, а бизнес, который не стал оформлять товарный знак в Роспатенте, остается без бренда и с штрафом.

Примеров много. Так, в Новосибирске парикмахерская заплатила за нарушения 450 тысяч рублей, а МФО вообще лишилась 5 млн рублей за незаконное использование чужого товарного знака в своем доменном имени. 

Избежать подобного развития событий просто: надо задуматься о регистрации своего товарного знака заранее. Если оформление вызывает слишком большие сложности, то, пожалуй, стоит обратиться к профессионалам в области регистрации товарных знаков.

Сообщает Online Patent

Российские новости
31 января 2024 г. 13:34

В России предложили установить для маркетплейсов предельную долю на рынке, а также ввести ограничения на открытие новых пунктов в случае ее превышения. Такой законопроект подготовили сенаторы, сообщил Forbes председатель комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов. Он уточнил, что мерой предлагается установить для маркетплейсов лимит в 25% от объема всех онлайн-продаж товаров за предыдущий финансовый год.