r_arrow

Интеллектуальная собственность в иконографии

28 февраля 2024 г. 14:45
img

erid: LjN8KE5yo

В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. С учетом приведенной нормы на иконы как произведения изобразительного искусства, на них также распространяются положения законодательства об интеллектуальной собственности. Несмотря на то, что Российская Федерация является светским государством, случаев использования образов святых в коммерческой деятельности достаточно много. В 2018 году возникала общественная инициатива о внесении в Федеральный закон «О рекламе» запрета на использования образов святых и храмов на этикетках и пищевых коробках, однако не было собрано необходимого количества подписей для внесения законопроекта в Государственную Думу.

Чаще всего вопросы о юридических тонкостях и правовых последствиях использования икон как объектов интеллектуальной собственности возникают у производителей, размещающих изображения на печатной и сувенирной продукции. В таких случаях следует руководствоваться в первую очередь нормами части 4 ГК РФ. Исключительные права на объекты авторского права ограничены во времени и действуют в течение всей жизни автора, а также 70 лет после его смерти. Таким образом, использование изображений икон, написанных столетия назад и ставших общественным достоянием, не требуют получения согласия на их использование как объекта интеллектуальной собственности.

Однако следует учитывать, что многие древние иконы включены в состав Музейного фонда Российской Федерации и находятся на балансе музеев. Их перечень можно посмотреть в государственном каталоге на сайте https://goskatalog.ru. В соответствии со ст. 36 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях на ее территории, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и коллекций. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием их изображений осуществляется с разрешения дирекций музеев. Таким образом, для использования изображений определенных икон требуется получение согласия, которое не связано с нормами об обороте интеллектуальной собственности.

Если изображение иконы не перешло в общественное достояние, у ее правообладателя есть законные основания для защиты исключительных прав. При этом бремя доказывания наличия прав и охраноспособности произведения лежат на правообладателе.

В юридической практике встречались случаи защиты исключительных прав на изображение иконы как переработанное произведение. Так, правообладатель художественно-графического произведения «Господь Вседержитель», выполненной в виде алмазной мозаики, обращался в суд по факту выявления незаконного копирования принадлежащего ему произведения; решение по делу вынесено в пользу истца (дело А40-106180/2021).

Говоря об использовании изображений икон, следует рассмотреть отдельно вопрос использования их фотографий. Сделав снимок с определенного ракурса или при определенном освещении, тем самым вложив творческий труд, фотограф получает права на самостоятельный объект интеллектуальной собственности. Размещение фотографом результатов своих работ в интернете не дает права иным лицам использовать снимки без разрешения правообладателя.

Таким образом, правовой режим использования изображений образов святых зависит от конкретных обстоятельств и его установление требует индивидуального подхода.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com, автор frimufilms

Юридическая практика