Компания «Росмэн» – один из тех лицензиатов, которые по праву считаются пионерами лицензионного рынка. В компании накоплена огромная экспертиза по работе с брендами, она вывела на российский рынок не один ставший затем топовым бренд. Взгляд лицензиата на происходящее в лицензионной индустрии в интервью Алии Талиповой, директора по стратегическому маркетингу компании «Росмэн».
– Расскажите об опыте работы с лицензионными брендами.
– Мы работаем с лицензиями очень давно. Росмэн как издательство был одним из первых, кто начал работать по лицензионной модели бизнеса в книгоиздании. Первый бренд, по которому мы начали издавать лицензированную печатную продукцию, был бренд «Спокойной ночи, малыши!»
– Вам нравится работать с лицензиями?
– Лицензирование дает ряд преимуществ для производителя. Если компания эксперт в продукте, партнерство с правильным брендом, может помочь в короткий срок нарастить продажи и увеличить долю бизнеса на рынке.
В то же время, работа по лицензионной модели содержит и риски для производителя. К инвестициям в производство добавляются инвестиции в минимальную гарантию, производитель не управляет жизненным циклом бренда и не может точно спрогнозировать, какой рыночной силы бренд достигнет в будущем. Такие ошибки могут дорого обойтись бизнесу.
– Каких результатов удалось добиться благодаря лицензионным сделкам?
– Мы любим бренды, среди наших партнеров были такие крупные бренды, как «Ранетки», «Маша и Медведь», «Щенячий патруль», бренды «Диснея» и другие. В «Росмэне» накоплена серьезная экспертиза по работе с лицензиями, по отдельным проектам мы совместно с нашими партнерами достигли впечатляющих успехов. Например, в 2012 году мы запустили на российском рынке бренд «Свинка Пеппа», а уже в 2015 году Пеппа превратилась в суперзвезду, став игрушечным брендом №1 на российском рынке.
– Как изменилась ситуация с уходом западных правообладателей?
– Главный тренд 2022 года на рынке лицензирования потребительских товаров – это снижение конкуренции в медийном пространстве и уменьшение прозрачности рынка.
С одной стороны, многие западные бренды ушли, сняли мультсериалы с ТВ, отменили кинотеатральные премьеры и остановили сделки по лицензированию потребительских товаров. Такое снижение конкуренции открыло возможности для российских брендов. В 2022 году полный метр «Финник» от компании «Рики» целый месяц был лидером по сборам в кинотеатрах, в 2023 анимационный фильм «Чебурашка» от «Союзмультфильма» вышел в прокат с феноменальным успехом.
С другой стороны, уход представительств западных брендов привел к удлинению цепочек поставок и удорожанию продукции. А отсутствие контроля со стороны правообладателей – к активизации производителей контрафактной продукции.
– Какие бренды сейчас в вашем портфеле и в каких товарных категориях представлены?
– Сейчас мы сфокусированы на российских лицензиях, в частности, мы являемся лицензиатом бренда «Кошечки-собачки» компании «0+ Медиа» в категориях «игрушки» и «издательская продукция». Также в нашем портфеле есть яркая коллаборация: линейка бренда «Дикие скричеры» с лицензией блогера Влада А4. Мы находимся в постоянном поиске интересных партнерств.
В 2023 году мы заключили контракт с компанией MGA Entertainment. И сейчас работаем над маркетинговыми программами для брендов L.O.L. Surprise, Bratz, Rainbow High и нескольких новых проектов, с которыми российская аудитория познакомится в этом году.
– Каковы перспективы лицензионного рынка в России? Ожидаете ли вы роста продаж российских лицензий или развития взрослого сегмента, например?
– Я вижу несколько направлений, в которых будет развиваться российский рынок лицензирования в ближайшие годы.
Первое – это рост популярности российских лицензий
Снижение конкуренции, как уже упоминала выше, в российском медийном пространстве, дало больше возможностей российскому контенту. В то же время пока не происходит тотального переключения спроса на игрушки под российскими лицензиями.
Важно, чтобы российские правообладатели переняли у мейджоров эффективные практики вывода контента на рынок, маркетинговой поддержки проектов и партнерский подход к работе с лицензиатами.
Второе – развитие брендов инфлюенсеров и выход их в лицензирование
Уже несколько лет в мире растет интерес к лицензированию брендов инфлюенсеров. Думаю, в ближайшие годы мы будем наблюдать дальнейшее развитие этого тренда в России с локальными русскоязычными селебрити. Компания «Бургер Кинг», например, уже использует это направление, выпуская джуниор боксы в партнерстве с Владом А4, Хабибом и другими.
Третье – курс на Азию
Поскольку российские онлайн-кинотеатры и каналы в связи с уходом западных мэйджоров активно наращивали корейский контент, выросло смотрение дорам. Думаю, вместе с азиатским контентом постепенно придут азиатские бренды и селебрити. Это откроет новые возможности для лицензирования.
Корейская группа BTS уже популярна в России, возможно, через некоторое время мы увидим лицензионную продукцию с участниками этой и других корейских групп.
Четвертое – ностальгический тренд
Ностальгия как драйвер продаж используется глобальными брендами. В России ностальгия как способ привлечь аудиторию сразу нескольких поколений для продажи потребительских товаров будет актуальна для лицензирования локальных «брендов с историей».
Пятое – лицензирование товаров для кидалтов
На развитых рынках продажа игрушек кидалтам (англ. kidult, сокр. от kid – ребенок и adult – взрослый; взрослые люди старше 18 лет – Ред.) в последние годы является одним из драйверов рынка. На нашем рынке этот сегмент пока маленький, у него огромный потенциал для роста.
– Какие изменения произошли в компании «Росмэн» в 2022-2023 году? Поделитесь, пожалуйста, новостями.
– Основанная в 1992 компания «Росмэн» многим известна, в первую очередь, как крупнейшее детское издательство. Однако в последние годы мы переживали бурную трансформацию и росли. В 2012 году «Росмэн» вышел на игрушечный рынок и на сегодня мы являемся лидерами индустрии. Компания давно уже вышла за пределы издательского бизнеса – это детская компания, с серьезной экспертизой и яркими проектами для детей.
В этом году мы проводим ребрендинг, задача которого отразить рост нашей компании и изменения, которые в ней произошли. Поэтому в новом визуальном стиле нам важно было отразить современное позиционирование и при этом сохранить знакомые уже нескольким поколениям покупателей визуальные образы.
Цветами бренда остаются желтый и черный. На логотипе слон выглядит как буквица («R»), что также возвращает к издательской истории компании. В июне бренд-бук РОСМЭН взял золото в номинации «Ребрендинг» на международном фестивале рекламы «Белый квадрат».
Беседовала Мария Лавреньтева