erid: LjN8KLDWr
Если перефразировать знаменитый афоризм капитана Врунгеля, получится лаконичный план для любого начинания в жизни. Нельзя отрицать важность закладывания прочного фундамента для последующего прогресса. Перед тем как покорить новую ступеньку, необходимо закрепиться на той, на которой стоишь. Данный подход мы видим в спорте, учебе и бизнесе. Эта методика работает и при создании стартапа.
Стартап отличается от классического бизнеса стремительностью развития и скоростью запуска проекта. Необходимость быстрого старта объясняется тем, что над разработкой удачной идеи могут заниматься несколько предпринимателей параллельно. Стартап либо быстр, либо мертв. При таких скоростях важно изначально закладывать механизмы защиты созданного продукта.
Начинающие предприниматели обычно много внимания уделяют очевидным проблемам, будь то договор аренды помещения или выбор налогового режима, забывая, что интеллектуальная собственность также требует надлежащего оформления.
Защита интеллектуальной собственности для стартапа включает в себя три направления.
1. Первым и наиболее распространенным способом защиты интеллектуальной деятельности является регистрация товарных знаков. В качестве товарного знака можно зарегистрировать, например, логотип, словесное обозначение фирменного наименования, названия продукта, доменного имени или слоган. Поскольку в последующем знак станет неотъемлемой частью бренда стартапа, к его разработке лучше приступить параллельно с созданием нового проекта или продукта. Стоит внимательно продумать все детали знака: слова или буквы, цвета, шрифты. Кроме того, обязательно провести исследование рынка и проверить, не зарегистрирован ли такой или подобный знак. Для проведения процедуры регистрации необходимо участие патентного поверенного.
Сама процедура регистрации товарного знака в России занимает от 11 до 13 месяцев. Как результат, владелец получает исключительное право пользоваться, продавать, разрешать или запрещать использование товарного знака, а также привлекать третьи лица к ответственности за нарушение исключительных прав. Правовая охрана действует только в той стране или регионе, где знак был зарегистрирован.
Международная охрана требует дополнительной процедуры с регистрацией по Мадридской системе. Для этого необходимо подать одну международную заявку с указанием всех интересующих стран в специальный орган ВОИС.
2. Еще одним важным элементом защиты для стартапа является авторское право, особенно в сфере программного обеспечения. Оно защищает оригинальные творческие работы, включая программный код, пользовательские интерфейсы и документацию. Но важно понимать, что закон об авторском праве защищает не саму идею, а её выражение. Для программного обеспечения это означает, что основная идея или алгоритм могут не подлежать защите. Охране подлежит способ его кодирования.
Важно помнить, что защита авторского права наступает автоматически после создания произведения в материальной форме, но для подтверждения авторства, предпринимателю необходимо предпринять дополнительные шаги. Таким шагом может стать депонирование произведения. Данная процедура позволяет зарегистрировать авторское право на произведение с выдачей официального документа. Такой способ отлично подойдет для защиты фотографий, иллюстраций и других произведений изобразительного искусства.
3. Третьим и наиболее сложным элементом защиты интеллектуальной собственности является регистрация патентов (обеспечение защиты технологических инноваций). Патент дает патентообладателю исключительное право в течение определенного периода времени препятствовать производству, использованию, продаже, импортированию запатентованного изобретения другими лицами. Процесс патентования очень трудоемкий. Как и в случае с регистрацией товарных знаков, он требует привлечения патентного поверенного или патентного агента. Товарные знаки – это лицо проекта, а патенты – скорее, составная часть уже сформированного проекта.
Последствия использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без согласия правообладателя достаточно суровы. В соответствии с положениями п. 3 ст. 1252, ст. 1301 и ст. 1515 Гражданского кодекса РФ, в случаях нарушения исключительного права на объект интеллектуальной собственности правообладатель вправе требовать по своему выбору: возмещения убытков или выплаты компенсации. Размер компенсации может быть определен как в четко заданных рамках от 10 тыс. до 5 млн руб., так и в двукратной стоимости контрафактных экземпляров произведения, а также в двукратной стоимости права использования произведения исходя из цены, которая обычно взимается за правомерное использование произведения при аналогичных обстоятельствах. А если ввозимая или реализуемая продукция окажется контрафактной, дистрибьютору может грозить административная ответственность по 14.10 КоАП РФ или даже уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ.
На протяжении всей деятельности стартапа необходимо знать и соблюдать законодательство об интеллектуальной собственности. Это поможет индивидуализировать проект, уберечь уникальность бренда, сохранить конкурентное преимущество на рынке.
Дмитрий Федотов,
юрист практики по борьбе с контрафактом
и серым импортом Semenov&Pevzner
Реклама. ООО «Семенов и Певзнер»
ИНН: 772874293
Фото:.freepik.com/rawpixel.com