r_arrow

Отечественное уже не значит некачественное

30 августа 2023 г. 12:57
img
Бытовавшее когда-то убеждение, что товары российского производства – это что-то не заслуживающее внимания, похоже, окончательно ушло в прошлое. Об этом говорят многочисленные исследования общественного мнения. Рост патриотических настроений привел к росту интереса и доверия к отечественным товарам и контенту внутри страны. И эта тенденция, судя по данным социологических исследований, будет только усиливаться.

Приход иностранных компаний на российский рынок, который начался в девяностых, дал мощный стимул развитию отечественного бизнеса. Чтобы конкурировать с крупными импортными брендами, российским компаниям пришлось совершенствовать производство, делать инвестиции, развивать технологии, разрабатывать новые услуги и более яркие рекламные ходы. Причем нашим фирмам пришлось осваивать все это очень быстро. В результате за последние 30 лет внутренний потребительский рынок заметно эволюционировал.

В 2022 году условия вновь сильно изменились. Многие иностранные компании либо полностью ушли с нашего рынка, либо заявили о резком сокращении ассортимента, либо и вовсе закрылись, чтобы открыться под измененными названиями. На первый план вышла тема импортозамещения. Российский рынок сейчас находится в авангарде.

Подъем патриотических настроений в связи с текущими событиями привел к росту доверия и интереса ко всему российскому. Особенно это заметно в регионах России. В мае 2022 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, что россияне ждут процесса замещения импортных товаров на отечественные. Респонденты считали, что наши производители скорее смогут заменить зарубежные фирмы в сегментах производства основных потребительских товаров: продуктов питания (94%), предметов гигиены (91%), бытовой химии (90%), строительных и отделочных материалов (86%). Если цена одинаковая, то 67% респондентов заявили, что выбрали бы отечественный продукт и только 18% – импортный. Качеству российских товаров больше доверяли 56%, тогда как импортных – 22%.

По данным Ромир, к началу 2023 года новый бренд отечественного производителя с российскими характеристиками (название, логотип, дизайн) предпочитали 73% потребителей, в то время как бренд с иностранными характеристиками – 27%.

В июне 2023 года ВЦИОМ исследовал доверие потребителей к продуктам питания в зависимости от страны производства. 39% считают, что у отечественных продуктов качество выше, чем у импортных. 34% считают, что  качество примерно одинаково. И лишь 15% более качественными считают импортные продукты.

Уровень отечественного медиаконтента тоже заметно вырос, и это заметили зрители, причем не только россияне. По оценке «Роскино», в начале 2020-х годов Россия вошла в топ-10 стран – экспортеров сериалов. Большим успехом стало то, что в 2020 году Netflix выкупил права на сериал «Эпидемия»,  созданный студией 1-2-3 Production и продюсерами Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым. Этот сериал перевели на 12 языков, и под названием «To The Lake» он занял 4-е место в рейтинге самых просматриваемых шоу на Netflix.

кадр сериала «Эпидемия»

Успеха за рубежом добился также сериал и фильм «Батя» созданный компанией Good Story Media для телеканалов ТНТ и ТНТ4 (входят в «Газпром-Медиа Холдинг») Сначала фильм стал лидером по продажам в онлайн-кинотеатрах в 2021 году, а позже единственным российским проектом в Canneseries в категории шорт-форм. В 2022 году комедия одержала победу в номинации «лучший сценарий» на фестивале веб-сериалов Bilbao Seriesland в Испании.

Анализ индекса «Кинопоиск-про» – списка 100 сериалов, которыми больше всего интересовались россияне за неделю, показывает, что интерес к отечественным сериалам стабильно растет. В этом индексе учитываются поисковые запросы и заходы на страницы, связанные с сериалом. В среднем в 2023 году в индексе «Кинопоиск-про» из 100 сериалов российскими были 43, американскими – 27, тогда как в 2021 это соотношение было 30 к 32. Среди российских сериалов в новогодний сезон высокой популярностью пользовался сериал «Жуки.Финал» (производством сериала занимаются телеканал ТНТ и Comedy Club Production в составе «Газпром-Медиа Холдинга»).  

кадр сериала «Жуки»

«Рост интереса к российскому медиаконтенту открывает новые возможности для развития отрасли лицензирования», – говорит управляющий директор лицензионного направления «Газпром-Медиа» Эдуард Айрапетян. В начале 2023 года сейлз-хаус «Газпром-Медиа» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг») анонсировал запуск отдельного направления лицензирования брендов для подростковой и взрослой аудитории.

В 2022 году 56% наших сограждан продолжили смотреть российские фильмы и сериалы так же, как и раньше, а 13% опрошенных стали смотреть их чаще, отмечает  ВЦИОМ, что говорит о стабильном и растущем интересе к отечественному кино. Все это дает основания уверенно говорить о хороших перспективах отечественного производства и российских брендов.

Подготовила Елена Кашенкова

Реклама. ООО «Газпром-Медиа»

ОГРН1087746852698. ИНН 7728665444

erid: LjN8KEpMh

Фото: freepik.com, автор mrsiraphol

Интервью и аналитика