r_arrow

Маркировка и учет интернет-рекламы: новые штрафы с 1 сентября 2023 года

2 августа 2023 г. 10:48
img

1 сентября 2023 года исполняется ровно год с тех пор, как в силу вступили правила маркировки и учета интернет-рекламы. В эту же знаменательную дату вводятся в действие новые поправки в законодательство: в КоАП РФ устанавливаются штрафы за несоблюдение установленных правил (Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). Младший юрист компании Semenov&Pevzner Екатерина Артемьева рассказывает главное о том, за что устанавливается ответственность, а также кто и в каком размере будет ее нести.

Требования к интернет-рекламе

Новые требования к интернет-рекламе можно условно разделить на два вида:

  • Обязанность сопровождать интернет-рекламу пометкой «реклама» и указанием на рекламодателя или ссылкой на сайт с информацией о нем (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе).
  • Обязанность передавать информацию об интернет-рекламе операторам рекламных данных (ОРД), направляющим такую информацию в Роскомнадзор, а также сопровождать распространение такой рекламы специальным идентификатором или «токеном», который ОРД выдают для каждого креатива (ч. 3 ст. 18.1 Закона о рекламе). ОРД нужно передать: информацию о рекламодателе и рекламораспространителе, данные о самой рекламе (например, описание креатива, площадки, на которых он распространяется, количество показов), сведения о договорах на распространение рекламы и актах к ним (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.05.2022 № 1362-р).

Исключений для этих правил немного. Требования не распространяются на:

Кроме того, не нужно передавать ОРД данные о рекламе собственных товаров, которая распространяется самим рекламодателем или лицами, входящими в одну группу лиц с ним, посредством электронных рассылок (по e-mail и в формате push-уведомлений) (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.05.2022 № 1362-р). Тем не менее, сопровождать такую рекламу соответствующей пометкой нужно, поскольку данное исключение предусмотрено только для требований об учете интернет-рекламы.

Штрафы за нарушение новых правил

С осени 2022 года рекламная индустрия с замиранием сердца ожидала введение штрафов, обеспечивающих соблюдение новых требований. Не все, однако, понимали, что за нарушение некоторых из перечисленных обязанностей уже предусмотрены санкции.

Ответственность за отсутствие пометки «реклама» и указания на рекламодателя была предусмотрена в законодательстве еще с 1 сентября 2022 г. При несоблюдении данных обязанностей применимы те же санкции, что и за большинство нарушений законодательства о рекламе:

  • для физ. лиц – штраф от 2000 до 2500 руб.;
  • для должностных лиц и ИП – штраф от 4000 до 20000 руб.;
  • для юридических лиц – штраф от 100000 до 500000 руб.  

Ответственность за такие нарушения несет рекламораспространитель, то есть площадка, на которой размещается реклама (ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе).

Для требований, связанных с учетом интернет-рекламы, предполагалось введение специальных санкций. Закон, предусматривающий соответствующие штрафы, был подписан 24 июня 2023 г. и вступает в силу с 1 сентября 2023 г. С этой даты будут применяться следующие меры ответственности:

Штрафы достаточно высокие, поэтому риски, связанные с нарушениями новых правил, выросли, особенно для физ. лиц и ИП. Отметим, что ответственность не дифференцирована. Случайное предоставление неверной информации о рекламе может повлечь такой же штраф, как и полный отказ отчитываться об интернет-рекламе.

Практика покажет, как будут применяться перечисленные меры ответственности. Например, как скоро начнут штрафовать, будут ли суммироваться штрафы за нарушения, выявленные в одном рекламном материале. Во многом это будет зависеть от подхода, который выберут гос. органы – Роскомнадзор, контролирующий учет интернет-рекламы, и ФАС России, выявляющая нарушения требований о маркировке.

За несоблюдением требований о маркировке уже начинают следить территориальные органы ФАС России. Так, Ульяновское УФАС России признало ненадлежащей рекламу юридических услуг и аквапарка, размещенную на информационном портале без пометки «реклама». В этом случае предписания не были выданы, так как распространение рекламы было прекращено в ходе рассмотрения дела. Кемеровское УФАС России выявило, что размещенная в интернете реклама фестиваля крафтовой культуры в нарушение ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе не сопровождалась указанием на рекламодателя или ссылкой на его сайт – хотя пометка «реклама» присутствовала. Рассмотрение дела на данный момент отложено.

Подробнее о том, какие сведения нужно передавать ОРД, как именно нужно проставлять пометку «реклама», а также в каких случаях не обязательно выполнять новые требования к интернет-рекламе, читайте в нашем материале «Новые требования к интернет-рекламе: что ждет блогеров с 1 сентября 2022 года».

Екатерина Артемьева,

младший юрист практики «Сопровождение IP и IT сделок» Semenov&Pevzner

erid: LjN8KP9pW

Фото: unsplash.com, автор Glenn Carstens-Peters

Интервью и аналитика