r_arrow

Индустрия моды: как защитить свое авторство

26 июля 2023 г. 10:45
img

Сфера индустрии моды – то направление, в котором присутствует безграничное количество идей и возможностей, при реализации которых создаются уникальные изделия, коллекции и элементы, украшающие одежду. Параллельно с творческими процессами возникает необходимость задуматься о том, как должны оформляться «модные» объекты и каким образом должна осуществляться их правовая защита.

Говоря про отечественных дизайнеров, стоит отметить, что в последние годы юридические аспекты защиты результатов творческого труда набирают большую актуальность и важность.Многие специалисты оформляют права, регистрируют товарные знаки, патенты, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

В качестве каких объектов интеллектуальной собственности могут выступать предметы одежды?

1. Оформить право на бренд можно с помощью товарного знака.

В качестве последнего выступают словесные, изобразительные, объемные, комбинированные и другие обозначения. Регистрируемым объектом может быть, например, логотип или слоган. Соответственно, данный способ защиты эффективен, если под вашим брендом будут выпускаться коллекции недобросовестных конкурентов.

В качестве примера юридического оформления прав на бренд – товарный знак «Глория Джинс» №515006:

Источник: https://www.list-org.com/

2. Для того, чтобы обеспечить охрану креативным элементам одежды, можно зарегистрировать объекты в качестве патентного права или подтвердить авторство на созданное изделие.

Защита внешнего вида и технической способности с помощью регистрации патента на промышленный образец или изобретение

Условия патентоспособности: новизна и оригинальность (уникальность идеи и дизайна патентуемого объекта) и промышленная применимость.

Данный способ защиты теоретически запрещает использование внешнего вида изделия в производстве другими дизайнерами.

Примером регистрации в качестве изобретения служит патент №2774471 на ювелирное кольцо с регулируемым размером, права на который принадлежат АО «Московский ювелирный завод»:

Источник: https://www1.fips.ru/

Авторское право

Говоря об авторском праве в сфере индустрии моды, стоит начать с того, что о подтверждении своего авторства стоит позаботиться заранее. В идеале – до начала рекламирования и продажи ваших изделий. Можно использовать простые способы,требующие минимальных затрат – это отправка эскизов, черновиков, первичных фотографий по электронной почте или по почте России в свой адрес. В последнем случае письмо необходимо хранить в запечатанном конверте до тех пор, пока не возникнет необходимость в его предоставлении всуд в качестве подтверждения даты первого упоминания о созданном объекте.

Если объект создается по заказу в рамках трудового договора или служебного задания, важное значение имеет грамотное составление договора между исполнителем и заказчиком, в котором должны содержаться условия об отчуждении последнему исключительных прав на созданный объект интеллектуальной собственности.

В юридической практике компании «Медиа-НН» имеется большое количество судебных дел в части защиты интеллектуальных прав на результаты творческого труда в сфере индустрии моды. Преимущественно нарушения выражаются в форме изготовления и продажи товаров, содержащих в себе незаконное использование объектов интеллектуальной собственности. При этом факты нарушений специалисты нашей компании выявляют не только в офлайн среде, но и на различных интернет-ресурсах: маркетплейсах, сайтах, социальных сетях и т.д. Количество выявляемых нарушений подтверждает необходимость и важность своевременного оформления прав и ведения последующей их защиты.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954

erid: LjN8KZyLd

Фото: reepik.com, автор lifeforstock

Юридическая практика