Разновидностями объектов интеллектуальной деятельности являются географические указания и наименования мест происхождения товаров (НМПТ). Первые – самые молодые среди известных российскому законодательству объектов, они были введены в Гражданский кодекс с 27 июля 2020 года.
Рассматриваемые объекты имеют много общего; п. 3 ст. 1516 ГК РФ прямо указывает, что правила о географических указаниях применяются к наименованиям мест происхождения товаров, если не установлено иное. Отличительные признаки кроются в определении терминов. Географическим указанием является любое обозначение, позволяющее идентифицировать товар, который появился на определенной территории географического объекта и обладает характеристиками, свойственными для данной территории (качество, репутация и др.). НМПТ включает название страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, с природными условиями или человеческими факторами которых связаны особые свойства товара. Если при использовании географического указания достаточно, чтобы на территории объекта осуществлялась хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик, то в случае с НМПТ на территории географического объекта должны осуществляться все такие стадии производства.
Учитывая, что географическое указание как объект интеллектуальной собственности введено не более трех лет назад, основное количество всеми известных обозначений зарегистрировано в качестве НМПТ: «Ессентуки», «Вологодское масло», «Осетинские пироги», сыр «Адыгейский». Примеры зарегистрированных географических указаний: «Дагомысчай», «Тюменский пломбир», «Семигорье», «Томская береста».
Правовая охрана рассматриваемым объектам интеллектуальной собственности предоставляется на основании государственной регистрации, осуществляемой Роспатентом. Важной особенностью является то, что исключительные права на географическое указание и НМПТ могут быть предоставлены одновременно нескольким лицам, которые могут подать совместную заявку на регистрацию. Получить права на данные объекты интеллектуальной собственности можно и после их регистрации иными лицами. В таком случае за получением права нужно обращаться не к правообладателю, а в Роспатент. Эта особенность рассматриваемых объектов интеллектуальной собственности связана с тем, что ключевым условием возникновения исключительных прав является присутствие у производимых товаров свойств и характеристик, которые связаны с территорией происхождения и указаны в свидетельствах о государственной регистрации. Обладателем прав на такие объекты интеллектуальной собственности может стать любое лицо, производящее товары в соответствии с установленными требованиями. Географические указания и НМПТ – одни из тех объектов, исключительными правами на которые нельзя распорядиться, например, по договору об отчуждении или лицензионному договору. Срок действия исключительных прав на них составляет 10 лет с даты регистрации и подлежит продлению на следующие десятилетние периоды неограниченное количество раз.
Правовая охрана географических указаний и НМПТ прекращается в случае исчезновения характерных для данного географического объекта условий и невозможности производства товара с характеристиками, указанными в свидетельстве о государственной регистрации. Если один из нескольких правообладателей прекращает изготавливать товары, соответствующие указанным выше требованиям, то он лишается исключительных прав, при этом остальные лица продолжают использовать соответствующее географическое указание или НМПТ.
Нарушение исключительных прав на рассматриваемые объекты интеллектуальной собственности предполагает возможность требования от нарушителя возмещения понесенных правообладателем убытков или выплаты компенсации. При этом правоприменительная практика последнего времени исходит из того, что в случае принадлежности исключительных прав на географические указания и НМПТ нескольким правообладателям материальные требования к нарушителю подлежат удовлетворению в соответствующей пропорции, даже если фактически требования предъявлены только одним из правообладателей.
Георгий Давидьян,
исполнительный директор ООО «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954
Маркер: LjN8KXu2N
Фото: freepik.com