r_arrow

Коммерческое обозначение как объект интеллектуальной собственности

17 мая 2023 г. 10:43
img

Коммерческое обозначение можно обоснованно назвать самым мало регламентированным объектом интеллектуальной собственности – посвященный ему параграф в части 4 ГК РФ включает всего 4 статьи. Это связано с правовой природой и особенностями данного объекта.

Коммерческое обозначение используется в предпринимательской деятельности и служит для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий и неразрывно связано с имущественным комплексом. Оно может использоваться как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицами. В последнем случае коммерческое обозначение не следует отождествлять с фирменным наименованием.

Коммерческое обозначение может использоваться на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в Интернете. Оно является единственным средством индивидуализации, для возникновения исключительных прав на которое не требуется государственная регистрация. С одной стороны, это дает возможность защитить в качестве рассматриваемого объекта обозначения, которые не были зарегистрированы как товарный знак или фирменное наименование, с другой – усложняется процедура доказывания исключительных прав. Обозначение признается коммерческим, если отвечает следующим критериям: 

- обладает достаточными различительными признаками, позволяющими отличить обозначенное им предприятие среди других;

- его употребление для индивидуализации предприятия является известным в пределах определенной территории.

Несмотря на то что исключительное право на коммерческое обозначение действует на всей территории Российской Федерации, последний критерий охраноспособности такого объекта интеллектуальной собственности следует рассматривать как более узкую территориальную привязку: известность коммерческого обозначения парикмахерской, расположенной в Калининграде, вряд ли может препятствовать признанию самостоятельных исключительных прав на идентичное коммерческое обозначение парикмахерской в Краснодаре. Также не является нарушением использование идентичного коммерческого обозначения предприятиями из различных сфер деятельности, например при производстве бытовой химии и кондитерских изделий.

В законе не определен период, который считается точкой отчета для появления прав на коммерческое обозначение. Учитывая, что оно не подлежит государственной регистрации, в качестве доказательств могут использоваться любые документально подтвержденные даты использования (фотографии, документы, информация в Интернете или СМИ). При этом не стоит забывать о том, что обозначение становится охраняемым объектом интеллектуальной собственности только с момента признания его известности. Поскольку известность – относительный критерий, то доказывание прав  на коммерческое обозначение является одним из самых сложных процессов. Торгово-промышленные палаты субъектов РФ, а также некоторые патентные поверенные ведут свои реестры коммерческих обозначений и предлагают услуги по внесению в него обозначений. Однако наличие информации в данном реестре нельзя рассматривать в качестве неоспоримого доказательства наличия исключительных прав на него. Срок действия исключительных прав на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение одного года.

Не допускается использование коммерческого обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком или фирменным наименованием другого лица, у которого исключительные права на соответствующие объекты интеллектуальной собственности возникли раньше. И, наоборот, не допускается регистрация товарных знаков и использование фирменных наименований, которые сходны с коммерческими обозначениями, возникшими ранее даты приоритета товарного знака или ранее даты регистрации фирменного наименования. 

Права на данный объект интеллектуальной собственности могут подлежать отчуждению другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого используется коммерческое обозначение, а также предоставляться во временное пользование на условиях договора аренды предприятия или договора франчайзинга.

За нарушение исключительных прав на коммерческое обозначение правообладатель вправе предъявить требования о прекращении нарушения и возмещении причиненных убытков, выплата компенсации законом не предусмотрена.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор ООО «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954

Фото: freepik.com, автор rawpixel.com

Юридическая практика