r_arrow

Покупатель Bazelevs: «Бекмамбетов давно хотел продать бизнес»

28 декабря 2022 г. 18:31
img

Тимур Бекмамбетов продал кинокомпанию Bazelevs. Один из покупателей, генпродюсер студии Лала Рустамова, рассказала РБК о деталях сделки, планах по развитию «Елок» и перспективах тюркского кинорынка

Топ-менеджмент киностудии Bazelevs — генеральный продюсер Лала Рустамова и коммерческий директор Тимур Асадов — выкупили компанию у ее основателя Тимура Бекмамбетова. Об этом в беседе с РБК рассказала Рустамова (представитель Бекмамбетова подтвердил информацию о сделке). Рустамова сохранила пост генпродюсера и будет отвечать за девелопмент, производство контента, привлечение новых команд и стратегические решения. Асадов займется операционным управлением студии в должности гендиректора.

По данным СПАРК, на текущий момент Рустамова — бенефициар ООО «Базелевс», основного юрлица студии в России. Но, по ее словам, у партнеров в компании будут равные доли — 50 на 50%. За российской студией также останутся права на всю русскоязычную библиотеку. Сделка находится в стадии структуризации и завершится в течение нескольких месяцев.

О деталях сделки, перспективах развития ключевых франшиз киностудии и совместных проектах с турецким продакшеном Лала Рустамова рассказала РБК.

Чем известна кинокомпания Bazelevs

Кинокомпания Вazelevs создана в 1994 году режиссером и продюсером Тимуром Бекмамбетовым. Первым проектом Вazelevs стал восьмисерийный художественный фильм по заказу РТР «Наши 90-е». В 2004 году кинокомпания выпустила экранизацию романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор», которая стала самым кассовым фильмом года и собрала в прокате $26 млн. Среди других крупных франшиз компании — киносерии «Елки» и «Горько!».

Вazelevs известна как одна из немногих студий российского происхождения, участвовавших в производстве контента для Голливуда. С 2006 года Вazelevs имеет представительство в Лос-Анджелесе. Так, совместно с Universal она работала над фильмом «Особо опасен» с Морганом Фрименом и Анджелиной Джоли, который при бюджете $75 млн окупил себя уже после второй недели проката и собрал более $342 млн. Среди других голливудских проектов Вazelevs — «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (совместно с 20th Century Fox, картину продюсировал Тим Бертон), «Хардкор» (совместно с Universal, фильм получил приз зрительских симпатий на Кинофестивале в Торонто) и «Война токов» (главные роли исполнили двукратные номинанты на «Оскар» Бенедикт Камбербэтч и Майкл Шеннон).

Отдельное подразделение Вazelevs также занимается производством рекламы. Ее клиентами в разные годы выступали в том числе Coca-Cola, Mitsubishi, Samsung, Google, МТС и «Яндекс». Однако юрлица ООО «Базелевс Реклама» сделка не касается, его руководителем и совладельцем остается Екатерина Ткаченко. Сам Бекмамбетов из этого бизнеса вышел еще в 2016 году.

Лала Рустамова. Фото: РБК

«Студию ждет полный ребрендинг и смена названия»

Продажа Вazelevs в России готовилась задолго до начала спецоперации, «несколько лет назад», утверждает Рустамова. Связана она с желанием Бекмамбетова отойти от операционного управления и сконцентрироваться на «творческих аспектах работы» — режиссуре и сценарном деле. С 2021 года он практически не был занят делами студии — российские проекты производились без его участия как продюсера. Предложения о выкупе поступали от разных игроков рынка, но Бекмамбетов принял решение продать Bazelevs продюсерам студии по итогам кинотеатрального релиза фильма «Елки 9».

Юридически сделка касается именно ООО «Базелевс» — российского юрлица компании. Несмотря на то что зритель воспринимал российский Bazelevs и американский продакшен (который как раз и занимался голливудскими проектами) как единую структуру, по документам они никак и никогда между собой не были связаны и ассоциировались только из-за общего бренда и личности самого Бекмамбетова.

«Сейчас мы продолжаем работать с Тимуром как с нанятым режиссером и автором сценария над анимационным фильмом «Ходжа Насреддин», — объясняет Рустамова. — Но больше ни в каких проектах студии на данный момент он не задействован. Однако мы, как и любая студия в России и за рубежом, готовы с ним работать на новых проектах».

Американский продакшен остается за Бекмамбетовым. Однако уже в начале 2023 года либо одна из компаний, либо, что, по словам Рустамовой, более вероятно, обе компании проведут ребрендинг, сменят названия, чтобы не ассоциироваться друг с другом. Сейчас на стартовой странице русскоязычного сайта Вazelevs компания представлена как Студия Тимура Бекмамбетова — этот дисклеймер также будет убран в ближайшее время.

Сумму сделки Рустамова не называет, но отмечает, что она носила «коммерческий характер и совершилась на рыночных условиях». «Деньги, которые обеспечили эту сделку, — это вся наша выручка за 2022 год: прежде всего сборы от кинопроката «Елок 9» и других фильмов, продажа прав на контент на VOD-платформах (онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы и иные интернет-площадки. — РБК) и телевизионных прав».

Сколько может стоить Вazelevs в России

Основное юрлицо Вazelevs — ООО «Базелевс» — прибыльно. По РСБУ выручка компании в 2021 году (тогда кинопрокат работал в ограниченном режиме из-за сохранения системы QR-кодов в ряде регионов, ограничений заполняемости залов в кинотеатрах и краткосрочных локдаунов осенью) составила 239 млн руб., чистая прибыль — 10,8 млн руб.

Вazelevs регулярно попадает в так называемый список лидеров отечественного кинопроизводства — такие организации получают право претендовать на приоритетную финансовую поддержку. Например, на съемки фильма «Девятаев» Фонд кино выделил Вazelevs 200 млн руб. при общем бюджете фильма 625 млн руб.

Источник РБК, знакомый с деталями переговоров по сделке, оценил российский Bazelevs в 500 млн руб. Аналогичную оценку — «около 500 млн руб.» — в разговоре с РБК дал глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, в свою очередь, считает, что «стоимость бизнеса компании на текущий момент составляет не менее 300 млн руб.» с учетом того, «что «Елки 9» оказались очень успешными».

Интерес к покупке Вazelevs проявляли и сторонние компании, отмечает другой собеседник РБК на медиарынке, подтверждая слова Рустамовой. Одним из первых, еще в 2020 году, переговоры вел «Сбер». В 2021-м о желании приобрести студию заявила МТС. Сделку также рассматривал холдинг «Газпром-Медиа». РБК направил запросы в перечисленные компании.

«Будем работать на российский и тюркский рынки»

Российский Вazelevs будет ориентироваться в первую очередь на отечественный кинорынок и страны СНГ, рассказала Рустамова. «По проекту «Ходжа Насреддин» мы подписали несколько договоров по продюсированию с Узбекистаном, Азербайджаном и Казахстаном, переговоры ведутся с Таджикистаном и Кыргызстаном, — отмечает совладелица киностудии. — Мы считаем, что русскоязычный рынок стран СНГ недооценен».

Одним из ключевых направлений работы Вazelevs станет развитие бизнеса на тюркских рынках, в том числе в Турции. «У нас уже запущены несколько проектов в партнерстве с турецкими продюсерами, — отмечает Рустамова. — Один из них анимационный, несколько — игровое кино. Например, проект с рабочим названием «Кырк-Кыз» — это известная легенда о 40 молодых девушках, которые сражались с ханом, выиграли битву и отстояли целый город. Такие «300 спартанцев», только про девушек-воинов из Центральной Азии. Мы планируем делать его в копродукции со всеми названными мною странами, а актрис из этих стран пригласить на главные роли. Горизонт выпуска — 2025–2026 годы».

Российский и турецкий рынки с точки зрения возможностей продажи прав Рустамова считает практически равными. Сама же Турция, по ее словам, является самым развитым тюркоязычным кинорынком и одним из наиболее перспективных по киносборам. Кроме того, именно там сейчас развивается сериальная индустрия, а это значит, что местные каналы способны обеспечивать «хорошую рыночную цену на продукт».

Развивает Вazelevs и направление запуска ремейков своих проектов в других странах. Так, формат фильма «Днюха!» был экспортирован в Южную Корею, а испаноязычный ремейк комедии «Горько!» еще в 2019 году сделали продюсеры из Мексики. Во всех случаях Bazelevs выступает как сопродюсер ремейка и участвует в распределении прибыли от сборов и предпродаж на онлайн-платформы и ТВ. Ремейк «Горько!» вышел в прокат в Мексике и Испании и собрал свыше $7,5 млн, также были реализованы VOD-права. Релиз южнокорейской «Днюхи» запланирован на февраль 2023 года.

В стратегии развития российского Вazelevs ставка будет делаться на кинотеатральный прокат полнометражного кино, продолжает Рустамова: «То, что мы умеем, — это народные комедии и юмор, идеи объединения регионов и народность. Наш целевой зритель — это семьи с детьми, с бабушками и дедушками».

Однако в разработке сейчас находятся порядка десяти проектов для онлайн-кинотеатров, в том числе сериальных — это новшество для Вazelevs: раньше над платформенными сериалами кинокомпания не работала. Их целевая аудитория будет более узко сегментирована и специфична, признает Рустамова. Проектов, по которым могли бы ударить новые поправки в законодательство, запрещающие пропаганду ЛГБТ, у компании нет.

«Елки» традиционно приносят нам 50% дохода»

Перезапуск франшизы «Елки» еще в прошлом году, с выходом восьмой части проекта, происходил уже без Тимура Бекмамбетова, обращает внимание Рустамова: «Эта идея исходила полностью от нас, творческие амбиции Тимура лежали в другой плоскости».

«Елки» в структуре доходов российского Вazelevs составляют около 50%, если за год выходит два и более кинотеатральных релиза, это соотношение компания планирует сохранить, отмечает Рустамова. Причем в ближайшие годы студия будет развивать эту киновселенную не только на большом экране. Например, уже выпущена электронная книга по «Елкам», запущено реалити-шоу на видеосервисе соцсети «Одноклассники» с Гошей Куценко, а сценарий к десятой части, которая выйдет в 2023 году, почти готов. О финале франшизы Рустамова не задумывается и надеется, что она будет долгосрочной. Причем развитие этой киновселенной будет происходить без финансовой поддержки Фонда кино, полностью на рыночные деньги, как это уже произошло с восьмой и девятой частями.

Сколько зарабатывает франшиза «Елки»

Серия комедийных фильмов «Елки» была запущена компанией Вazelevs в 2010 году. Первая часть, главные роли в которой исполнили Иван Ургант и Сергей Светлаков, за первый уик-энд (с 16 по 19 декабря) собрала $6,8 млн, став на тот момент лидером отечественного кинопроката. Всего фильм заработал $25 млн. Самая кассовая часть франшизы — третьи «Елки», премьера которых состоялась 26 декабря 2013 года, — в первый же день собрала $2 млн (общая касса — $40,3 млн).

Дальнейшие серии собрали в прокате меньше, чем третья часть. «Елки последние» — седьмая часть, вышедшая в 2018 году, — собрали всего $11 млн. А восьмую часть, снятую Вazelevs совместно с онлайн-кинотеатром ivi (сейчас известен как «Иви»), киносети вовсе отказывались брать в прокат, так как онлайн-премьера картины была анонсирована всего через две недели после выхода на большой экран, из-за чего владельцы кинотеатров опасались недополучить ожидаемую кассу. Традиционно так называемое цифровое окно составляет шесть недель.

Девятая часть «Елок» вышла на большой экран 1 декабря 2022 года. По состоянию на 21 декабря ее сборы, по данным Фонда кино, превышают 370 млн руб. В первые две недели после премьеры картина возглавляла российский прокат.

«Недостаточный» успех прошлогодних «Елок» в прокате Рустамова связывает с вынужденностью «компромиссных решений» и «коротким цифровым окном»: «В этом году мы полностью сменили всех героев, в девятой части нет героев Ивана Урганта и Сергея Светлакова, которые много лет были лицами «Елок». Это решение было принято еще в ноябре 2021 года, когда мы писали сценарий фильма. Мы решили отказаться от продолжения новелл от одной части к другой, теперь это каждый год будут новые истории».

Не оправдала себя и модель параллельного релиза, то есть запуска картины в онлайн-кинотеатре почти сразу после офлайн-премьеры, согласна Рустамова. «Компромисса здесь пока нет, кинотеатры и онлайн-платформы между собой серьезно конкурируют. Мы убедились, что кинотеатрам нужно достаточно эксклюзивного прокатного времени, четыре—шесть недель минимум, чтобы окупить свои усилия и дать картине заработать. В ближайшие годы с фильмами, ориентированными на массовую аудиторию, мы не будем ставить подобных экспериментов».

Кассовыми результатами девятых «Елок» Рустамова довольна. Эстимейты, то есть ожидаемые сборы, были в два раза ниже даже промежуточных итогов, а суммарное количество зрителей на большом экране уже превысило миллион: «Аналитика аудитории показывает, что сейчас в кино на «Елки» пришла более молодая аудитория, от 16 до 25 лет. Хотя традиционно это были домохозяйки, женщины, мамы и жены в возрасте от 25 до 45 лет».

«Кассовые ожидания составляют порядка миллиарда рублей»

В 2023 году в прокат планируется выпуск трех полнометражных лент, прогнозирует Рустамова. Кассовые ожидания по каждой — от 500 млн до 1 млрд руб. Всего же сейчас в разработке находятся три высокобюджетных проекта, порядка четырех проектов с бюджетами от 100 млн до 300 млн руб. и около четырех-пяти проектов до 100 млн руб.

Под руководством новых владельцев российский Вazelevs займется в первую очередь развитием уже существующих в портфеле компании франшиз, а также построением новых. «Уже сейчас мы готовим продолжение фильма «Он — дракон» (фэнтези-мелодрама вышла в 2015 году, в 2016-м вошла в тройку самых кассовых российских фильмов в международном прокате. — РБК)», — рассказывает Рустамова. На вопрос о возможности продолжения «Ночного дозора» она ответила, что «это на 100% детище Тимура»: «Мы не считаем себя вправе запускать продолжение без него». Несколько подходов было к продолжению серии «Горько!», признает Рустамова. Однако пока франшизного потенциала у этой серии студия не видит.

Новые киновселенные Вazelevs, как планирует Рустамова, в большинстве своем будут привязаны к праздничным датам. В разработке находится идея франшизы к 1 сентября: «Мы уже в 2023 году будем делать веб-сериал с рабочим названием «Классная работа» и параллельно готовить сценарий полного метра, чтобы запускать потенциально ежегодные фильмы в этом направлении». Реализация этого проекта планируется в том числе с участием госфинансирования.

Ставка на франшизы обусловлена тем, что проекты, объединенные одним брендом, общей идеей и стилистикой, будут коммерчески поддерживать друг друга: «Когда человек привыкает к персонажам, увеличивается шанс повторного похода в кино и привлечения аудитории на другие ресурсы. Точно так же происходит в мире, посмотрите на Marvel, например», — объясняет Рустамова.

Четыре факта о Лале Рустамовой
Лала Рустамова родилась 19 августа 1995 года в Москве.
В 2015 году окончила факультет рекламы и PR РГГУ, в 2020 году — продюсерский факультет ВГИКа.
Продюсер фильмов «Елки 8», «Елки 9» и «Сестры».
С 2021 года занимает пост генерального продюсера студии Вazelevs.

«Единственный выход — создавать собственных специалистов»

Повышения цен на производство киноконтента на фоне текущей политической и экономической ситуации не произошло, констатирует Рустамова. Не было ни сокращений, ни увеличений гонораров. В ближайшие несколько лет не возникнет и проблем с техникой, поскольку текущих запасов пока хватает, а докупать оборудование можно в странах СНГ.

Однако изменились условия работы над проектами, в которых много CGI-технологий (компьютерной графики), поскольку часто этот сегмент отдают иностранным подрядчикам: «Есть чисто операционные сложности с оплатой такой работы. Потому в проектах, связанных с анимацией и CGI, увеличились сроки производства, что повлияло на цены». Чтобы решить эту проблему, Вazelevs уже открывает собственные школы аниматоров в России (Татарстан), Узбекистане и Азербайджане, планируются новые точки в Турции и Казахстане: «Единственный выход — создавать собственных специалистов, чтобы не быть зависимыми от западных подрядчиков».

Введенная в 2017 году система рибейтов — налоговых возвратов за съемки в регионах — также положительно повлияла на производство и сдерживание цен, рассуждает Рустамова. В том числе она простимулировала съемки крупных проектов за пределами Москвы и сделала популярными для съемок регионы, например Пермь и Тюмень.

С точки зрения кинопроката ситуация действительно нестабильна, признает новая совладелица Вazelevs. Однако с методикой поддержки индустрии — финансирование производителей, а не субсидирование кинотеатров — Рустамова согласна: «В долгосрочной перспективе увеличится объем контента, который дойдет до кинотеатров, эта мера оптимально работает и даст свои плоды уже через год».

Лала Рустамова —о влиянии санкций: «Давайте будем честными: международные продажи, в частности в Европе и в Северной Америке, никогда не были основной статьей доходов от продажи русскоязычного контента за рубеж. Основную международную кассу приносили Китай и другие рынки, но с ними мы продолжаем работу».

О китайском рынке: «В следующем году мы планируем там релиз «Девятаева» (фильм Бекмамбетова 2021 года с Павлом Прилучным в главной роли, для саундтрека к которому фронтмен группы Rammstein Тилль Линдеманн исполнил песню «Любимый город». — РБК)».

О поддержке государства: «Большинство российских проектов, поддержанных Фондом кино, коммерчески успешны и жизнеспособны. Проекты, которые делаются с участием напрямую Минкультуры, преследуют иную цель. Основная задача министерства — поддержать авторские идеи, дебютантов, определенные темы и художественную ценность».

О перечне приоритетных тем поддержки кинематографа: «У меня простое мнение на этот счет: это деньги государства, и оно вправе решать, какие проекты на эти деньги делать».

О западном контенте: «Мы все продолжаем смотреть этот контент, и их ориентир по уровню качества никуда не исчез. Я сама очень люблю сериалы HBO, с удовольствием посмотрела «Дом дракона» (приквел «Игры престолов». — РБК). Последнее, что я смотрела, — «Наблюдатель» (сериал Netflix с Наоми Уоттс в главной роли. — РБК), мне очень понравилось».

Пишет РБК

Фото: kino-teatr.ru

Российские новости