«Союзмультфильм» покупает детский кабельный телеканал «Мультиландия», он станет единоличным владельцем управляющей компании канала ООО «Мульт эфир», пишут «Ведомости» со ссылкой на обе стороны сделки. Канал замыкает первую пятерку российских детских телеканалов по охвату аудитории.
Как сообщил газете представитель «Союзмультфильма», компании заключили «юридически обязывающую сделку». Ее закрытие ожидается в конце мая — начале июня, уточнил собеседник издания. Владелец «Мультиландии» Денис Кулаков добавил, что «Союзмультфильм» станет единственным собственником управляющей компании канала ООО «Мульт эфир». Сейчас доли в 80% УК у Кулакова, 20% приходится на казначейскую долю. Сумму сделки стороны не раскрыли. Представитель мультипликационной студии отметил, что «Союзмультфильм» не планирует проводить «существенный ребрендинг» или увеличивать количество собственного контента в эфире телеканала. По его словам, сейчас на анимацию студии приходится 25% контента «Мультиландии». В апреле 2021 года именно на «Мультиландии» состоялась премьера нового мультфильма студии «Чуч Мяуч». В прошлом году канал стал партнером «Союзмультфильма» и интегрировал контент студии в программную сетку, рассказала изданию гендиректор «Мультиландии» Елена Опалева. Однако вещатель продолжит ставить в эфир анимацию конкурентов «Союзмультфильма», включая продукцию студии «Рики» («Фиксики», «Смешарики», «Малышарики»), добавила она.
Председатель правления студии Юлиана Слащева заявила газете через пресс-службу, что покупка тематического телеканала нужна «Союзмультфильму» как с репутационной точки зрения, так и для расширения возможностей демонстрации контента. «Мейджоры, в том числе Disney и Viacom, владеют, как правило, пулом каналов, вещающих на различные целевые аудитории. Телевизионное смотрение занимало и в ближайшие годы будет занимать ведущее положение среди доступных способов доставки контента, при этом детское смотрение сосредоточено на ТВ», — объяснила она смысл приобретения. По планам Слащевой, что к 2025 году «Союзмультфильм» должен стать крупнейшим вертикально-интегрированным медиахолдингом в области детского контента с долей 20% на российском рынке. В развитие собственных каналов за три года «Союзмультфильм» намерен инвестировать 100 млн рублей. Стратегия «Союзмультфильма» также предусматривает развитие собственных площадок и партнерство с существующими, в том числе с онлайн-кинотеатрами, как одно из основных направлений дистрибуции, отметила Слащева. Она добавила, что детский телеканал необходим «Союзмультфильму» «для тематического охвата целевой аудитории».
Экс-глава Национальной медиагруппы Ольга Паскина считает, что стратегия инвестирования в в кабельные сети как в один из каналов дистрибуции контента была оправданна до определенного времени, но сейчас детское смотрение смещается в сторону интернет-платформ. По словам Паскиной, отличие ситуации в России состоит в том, что крупнейший детский канал – «Карусель» – представлен в бесплатном мультиплексе, доля его аудитории «значительно выросла в последние годы» благодаря дистрибуции и качественному контенту, и на этот канал приходится большинство рекламных бюджетов. В детском же платном телесегменте, отметила эксперт, более 20 детских каналов, конкурировать на таком рынке «Мультиландии» будет крайне сложно.
Экс-гендиректор холдинга Rambler Group и сооснователь бюро РАМТ Рафаэль Абрамян удивился тому, что «Союзмультфильм» вместо того, чтобы использовать возможности экосистемы «Сбера», покупает кабельный канал. «Через совместное предприятие студия вошла в эту экосистему наряду с одним из лидеров сегмента онлайн-кинотеатров – «Окко». Странно, что канал «Союзмультфильма» не создается на площадке «Окко», сказал Абрамян. Он отметил, что зритель пресыщен выбором контента и линейное смотрение снова приобретает ценность для зрителей. «Родителям важно знать, что контент детского канала отобран экспертами и они могут спокойно оставить ребенка перед экраном», — сказал собеседник газеты. По его оценке, для телесмотрения более перспективно линейное программирование на базе видеосервисов, а «технология доставки сигнала в кабеле отмирает».
Управляющий директор группы компаний «Рики» Марк Завадский со ссылкой на данные NPD отметил, что в прошлом году одним из ключевых трендов стали товарные лицензии новых детских брендов, представленных только на YouTube и цифровых платформах. «Популярность онлайн-кинотеатров растет, а телевидения – плавно снижается, особенно в крупных городах и у среднего класса», — сказал он. Стратегия «Рики», по словам Завадского, предусматривает развитие каналов на YouTube и в соцсетях (особенно в TikTok и Likee) и партнерство или копродюсирование с ведущими игроками рынка онлайн-видео («Кинопоиск» и ivi в России).
В начале 2021 года круглосуточно вещающая «Мультиландия» вошла в топ-5 детских телеканалов по охвату аудитории. Впереди нее — каналы «Карусель», Disney, «Мульт» и «О!». По данным Mediascope (TV Index, TV Index Plus), в первом квартале накопленный охват канала составил 19,6 млн человек среди россиян старше четырех лет, за весь прошлый год этот показатель достиг 38,8 млн человек. «Мультиландия» рассчитана на аудиторию в возрасте от 4 до 8 лет. Канал представлен в пакетах крупных кабельных операторов и на OTT-платформах — МТС, «Билайн», «Мегафон», «Ростелеком», «Триколор», «НТВ плюс», «Акадо» и другие. Операционной деятельностью канала занимается ООО «Киномания.ТВ». В нем «Мульт эфиру» принадлежит 20%, остальные 80% в равных долях у Ольги Леонтьевой и Натальи Сигачевой. В прошлом году выручка «Киномания.ТВ» составила, по данным« СПАРК-Интерфакса», 44,5 млн рублей против 39,7 млн рублей годом ранее. Компания впервые с 2015 года показала чистый убыток в размере 4,7 млн рублей, в предыдущие четыре года ее ежегодная выручка в год составляла от 39 млрн рублей до 44,9 млн, а чистая прибыль — от 1,6 млн рублей до 5,1 млн.
Пишет Forbes