r_arrow

Компания "САКС Игрушки" поделилась опытом борьбы с контрафактной продукцией в преддверии новогодних закупок

21 августа 2014 г. 0:00
img

Готовь сани летом. Эта пословица как нельзя более актуальна для предпринимателей, ведь не секрет, что для успешной подготовки к поставке и реализации продукции к Новогодним праздникам, заказы на такие товары размещаются уже летом.

А потому к осени на таможенное оформление поступает импортируемая со всех уголков мира продукция, зачастую не самого высшего качества. Ведь зачем бороться за качество, когда в праздники все будут думать только о том, чтобы купить товары побыстрее и желательно подешевле. Осознание того, что товар, приобретенный ими в преддверии Нового года, не удовлетворяет и сотой доли предъявляемых требований, приходит чуть позже, после боя курантов.

Тогда-то  и выясняется, что купленная ребенку кукла подозрительно пахнет дешевым пластиком, а в подаренных мужу элитных часах сразу сломалась застежка.

К сожалению, по роду своей деятельности с проблемой контрафакта наша компания знакома не понаслышке. Многие наши клиенты страдают от импортируемой, чаще всего из Китая, продукции, на которую нанесен известный товарный знак, но при этом товар совершенно не удовлетворяет стандартам качества, предъявляемым нашими клиентами к своей продукции.

В результате страдают как рядовые покупатели, не получившие от покупки желаемого качества, так и производители оригинальной продукции, доверие к которым подрывается, так как потенциальные потребители их продукции в следующий раз вообще поостерегутся приобретать товар под этим брендом, неважно, будет он оригинальным или контрафактным.

Политика компаний многих наших клиентов, особенно, когда речь идет о крупных и известных производителях товаров народного потребления (MGA Entertainment Inc., General Motors LLC, ICE S.A., VALEO S.A., ETS ZILLI, BETTY BLUE S.P.A. и др.), направлена на выявление и пресечение контрафакта, быстрое реагирование на каждый факт нарушения. На сайтах многих компаний есть специальная страница, посвященная борьбе с контрафактом. Потребители могут ознакомиться со списком известных нарушителей, уточнить признаки контрафактной продукции, выяснить, на что обратить внимание при покупке оригинальных товаров, а также могут оставить сообщение о ставших известными фактах нарушений.

some_imgСреди таких товаров, наиболее подверженных копированию, можно выделить особую нишу – игрушки для детей, маркированные товарными знаками компании MGAe, такими как Moxie girlz, Bratz и др. Родители девочек-подростков не понаслышке знают эти товары, насколько они известны и популярны во всем мире. Особая опасность подделок в том, что в отличие от оригинальных игрушек, они практически всегда производятся из низкосортного сырья и не проходят проверку в органах сертификации. Поэтому борьба с контрафактом в этой области – это борьба, в том числе и за детское здоровье.

Кроме того, товары автомобильной промышленности также постоянно подделываются (речь идет, например, о знаках VALEO).

Все эти оригинальные товары обладают высоким качеством, при этом ценовой диапазон позволяет приобретать данный товар широкому кругу потребителей. Поэтому в данном случае нарушители делают ставку на большие объемы и быструю реализацию продукции благодаря постоянному спросу.

Несколько особняком стоят товары класса люкс, элитная одежда (в первую очередь, речь о товарном знаке ZILLI). Стоимость одной единицы продукции весьма высока, однако продажа даже одной такой куртки в глазах нарушителей окупает все понесенные затраты и риски. То есть основной момент, на который делают ставку нарушители – желание многих потребителей иметь товар, маркированный таким знаком, как указание на определенный уровень и стиль жизни. 

География нарушений вполне обширна и охватывает всю территорию Российской Федерации: контрафакт выявляется как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в Перми, Красноярске, Вологде и Уссурийске. Вместе с тем, можно отметить южные и восточные регионы нашей страны, где частота выявления контрафактной продукции гораздо выше, чем где бы то ни было.

Борьба с такими нарушителями ведется по всем направлениям – это и предварительные попытки мирного урегулирования конфликта, когда при выявлении очагов реализации неоригинальной продукции нарушителю направляется предупредительное письмо с требованием прекратить такое нарушение, уничтожить имеющуюся продукцию и выплатить компенсацию правообладателю. Главной целью является недопущение выпуска контрафактной продукции на рынок, чтобы такой товар сомнительного качества не попал конечному потребителю.

Если нарушитель не идет на контакт (к сожалению, такие случаи нередки в нашей практике), не отвечает на предупредительные письма, или, что случается реже, реагирует негативным образом, утверждая, что никакого нарушения нет, никакого мирного урегулирования не получается, а потому для проведения дальнейших мероприятий подключаются органы полиции.

Любой – даже незначительный размер ущерба, причиненного правообладателю, позволяет возбудить дело. Полиция имеет право проводить следственные мероприятия, конфисковать товар и доводить дело до суда при обнаружении любого количества контрафакта. Так было, например, с нарушителем из Санкт-Петербурга ООО "Торговый дом "Петралайн Той", у которых органами полиции было выявлено 13 неоригинальных кукол "BRATZ", проведено всестороннее выяснение обстоятельств и дело доведено до суда, в котором благополучно разрешилось в пользу правообладателя торгового знака.

Помимо указанных вариантов предотвращения реализации контрафактной продукции, активное участие в борьбе с нарушителями ведет и таможенная служба. Правильнее будет заметить, что таможня стоит в самом начале цепочки поступления продукции на рынки нашей страны, так как именно на таможенные посты поступает вся импортируемая продукция, и от того, насколько тщательно таможенные инспекторы проведут свою работу, будет зависеть, поступит ли контрафактный товар в магазины или нет.

При выявлении фактов ввоза возможно контрафактной продукции нам, как представителям правообладателя, направляется соответствующий запрос таможни. При этом товар приостанавливается на 10 рабочих дней до выяснения все обстоятельств дела. После того, как от нас получено подтверждение, что товар действительно является контрафактным, а импортер не уполномочен на ввоз такой продукции, таможня возбуждает административное дело и проводит соответствующие мероприятия с привлечением экспертных служб и пр. После выяснения всех обстоятельств дела, таможня направляет заявление в Арбитражный суд (по территориальной подсудности) о привлечении импортера к административной ответственности за нарушение прав на товарные знаки. Суд детально ознакомившись с материалами дела чаще всего выносит решения в пользу правообладателя, так как очевидность подделок не вызывает сомнения.

При этом, должны отметить, что даже после вынесения решения суда в последнее время предприниматели стали делать все возможное, чтобы оспорить такое решение. Тем более, что в случае привлечения к административной ответственности за повторное нарушение по одному и тому же знаку, в отношении такого лица может быть заведено уголовное дело. Очевидно, что ни один индивидуальный предприниматель не желает такого исхода.

Каких только аргументов и доводов не приводят нарушители для опротестования решения суда!

Так, в апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда по делу № А60-5788/2014 о нарушении прав на товарный знак "Moxie girlz", нарушитель из Екатеринбурга ООО "Имком" даже приводит ссылку на Указ Петра I, а также толковый словарь "живого великорусского языка Даля". Основными же аргументами компания избрала "недопустимые" и "неправомерные" действия таможенных инспекторов при проведении проверки.  

На этом же основании подавала апелляции на решения Арбитражного суда по делам № А63-8470/2013 и А63-8469/2013 Гончаренко Т.Ю. Предприниматель ставит под сомнение не только правомерность действий таможенных органов, подвергается сомнению все, вплоть до возможного подделывания таможней фотографий выявленной продукции и давления таможни на экспертов при проведении экспертизы товаров.

На решение суда по делу № А51-4044/2014 нарушителем ООО "ГК Бизнес-Стар" также была подана апелляционная жалоба, главными аргументами в которой фигурировали неправомерные действия таможенных органов.

Очевидно, что нарушители просто не знают, каким еще образом обойти решение суда, ведь факт нарушения зачастую настолько прозрачен и очевиден, что отрицать это бесполезно. Поэтому главной мишенью нападок и апелляций становятся действия таможни, их процессуальное несоответствие, ставится под сомнение, насколько они были проведены в соответствии с действующими правилами, законом и регламентами. Надо ли говорить, что такие абсурдные аргументы нарушителей не находят отклик у Суда, решения судов первой инстанции оставляются в силе, а апелляционные жалобы отклоняются.

Как видим, действующее законодательство предоставляет правообладателям различные варианты борьбы с контрафактной продукцией, и от того, насколько активно данные способы будут применяться, насколько правообладатели будут знать свои права и возможности по их защите, будет зависеть и уменьшение количества неоригинальной продукции в магазинах нашей страны.

Авторы:

Дарья Замотина, Анна Резниченко, ООО "САКС Игрушки", ООО "Ляпунов и партнеры".

Российские новости