r_arrow

Объем контрабанды и контрафакта в отрасли детских товаров достигает 30%

24 июля 2014 г. 0:00
img

Минпромторг заявил о начале работы над законопроектом об индустрии детских товаров. Документ должен закрепить в российском законодательстве такие понятия, как «детские товары», «индустрия детских товаров» и «российский производитель детских товаров». Внесение в законодательство этих терминов предусмотрено планом первоочередных мероприятий по реализации Стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года.

Согласно данным минпромторга, в 2013 году объем мирового рынка детских товаров составил 430 млрд долларов, а российский — превысил 700 млрд рублей и продолжает стабильно расти. Впрочем, чтобы достигнуть ключевой цели Стратегии развития индустрии — 40% отечественных товаров на рынке, придется еще поработать. В 2012 году российские производители занимали всего 20,6% на рынке детских товаров. При этом для детской одежды показатель составлял 17%, для игр и игрушек — 18%, обуви — 11%. Общий объем рынка равнялся 21,3 млрд долларов. Основная же часть покупок, предназначенных для использования детьми, представлена импортными товарами, и потенциально многие из них успешно могут быть замещены на рынке отечественными производителями.

Сегодня малое и среднее предпринимательство составляет основную часть российских организаций, работающих в индустрии детских товаров, — 80%, которые контролируют 53% рынка.

some_img«В действующем сегодня законодательстве определений «детские товары», «индустрия детских товаров» и «российский производитель детских товаров» вообще нет, что создает серьезные сложности в правоприменении, — говорит Сергей Варламов, член экспертного совета Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. — В отношении товаров для детей согласно ст. 164 НК РФ установлена пониженная налоговая ставка по НДС (10% вместо 18%), а для ее применения на практике приходится использовать специальный перечень товаров, утвержденный постановлением правительства РФ N 908 от 31 декабря 2004 года. Но никакой перечень не сможет достаточно полно охватить все возможные ситуации, и нередко возникают сложности с отнесением того или иного вида товаров к детским и потому облагаемым по пониженной ставке».

По словам эксперта, минфину и Федеральной налоговой службе сегодня приходится адресно разбирать вопрос возможного льготного налогообложения того или иного детского продукта, выпускать отдельные письма с разъяснениями. Принятие четкого определения детских товаров исключило бы даже саму потребность в такого рода разъяснениях и позволило бы финансистам заняться более важными вопросами.

Законопроект имеет важное значение еще и потому, что производство и продажа товаров из детского ассортимента оказывает существенное влияние на здоровье, уровень образования и воспитание будущих поколений. Сам по себе он, может быть, и не повлечет кардинальных изменений в российской промышленности и торговле, однако, будучи базовым документом среднесрочной стратегии развития отрасли, заложит фундаментальные основы ее будущего развития.

«Сегодня малое и среднее предпринимательство составляет основную часть российских организаций, работающих в индустрии детских товаров, — 80%, которые контролируют 53% рынка. Среди них высока доля женских (до 30%) и семейных (до 25%) предприятий малого и среднего бизнеса», — говорит Ирина Серова, юрист Европейской юридической службы. При этом эксперт отмечает, что объем контрабанды и контрафакта в отрасли достигает 30%. Именно поэтому сегодня очень важно принять необходимые меры для создания в России качественной, конкурентоспособной и сбалансированной индустрии детских товаров. Этому и должно поспособствовать принятие законопроекта и реализация Стратегии развития индустрии.

По данным экспертов, самыми быстрорастущими сегментами рынка детских товаров являются питание и подгузники. «Детское питание продолжает оставаться одной из самых быстрорастущих категорий FMCG как в денежном, так и в натуральном выражении (11% роста продаж в денежном выражении к прошлому году). Топ-4 ведущих производителей — Danone, Nestle, PepsiCo и «Прогресс» — прочно удерживают свои доли, показывая значительные темпы роста, особенно в денежном выражении», — говорит Юлия Маруева, руководитель продовольственной группы подразделения аудита розничной торговли Nielsen Россия.

На стабильно растущем рынке детских подгузников (прирост продаж в денежном выражении в мае 2013 г. — апреле 2014 г. к предыдущему году составил 5%) крупнейшими десятью игроками являются зарубежные производители, которые сконцентрировали более 99,8% продаж в денежном выражении в этой категории.

«Выйти на этот рынок и удержаться на нем достаточно сложно в связи с высокотехнологичной спецификой производства. Ситуацию для отечественных производителей также усложняет исторически значительная концентрация рынка детских подгузников (топ-3 игрока занимают 80,4% рынка детских подгузников в денежном выражении на период май 2013 г. — апрель 2014 г.)», — говорит эксперт.

Более благоприятная ситуация для отечественных производителей сложилась в сегменте детской гигиены. В числе крупнейших 10 игроков, которые сконцентрировали 75,4% продаж в денежном выражении (по данным за май 2013 г. - апрель 2014 г.), шесть — это отечественные производители, резюмирует Олег Кравченко, руководитель непродовольственной группы подразделения аудита розничной торговли Nielsen Россия.

Сообщает «Российская газета».

Российские новости