r_arrow

Ноу-хау как объект интеллектуальной собственности

31 июля 2024 г. 14:48
img

erid: LjN8KMaSi

В данной статье мы подробно рассказываем о ноу-хау (секрете производства). Оно относится к объектам интеллектуальной собственности и имеет свою специфику и методы защиты. Несмотря на то, что ноу-хау используется на практике значительно реже, чем товарные знаки и объекты патентного права, у него есть ряд особенностей, о которых необходимо знать.

Что такое ноу-хау?

Ноу-хау как объект интеллектуальной собственности представляет собой совокупность технических, производственных, организационных, коммерческих и иных знаний и умений, которые имеют ценность для предприятия и обеспечивают его конкурентные преимущества (ГК РФ, ст. 1465). Основные отличия объектов ноу-хау, например, от объектов патентного права – в сроке действия и способе оформления прав. Срок действия исключительных прав на изобретение или промышленный образец составляет строго установленный законом период, в то время как исключительные права на ноу-хау действуют до тех пор, пока информация о нем сохраняет конфиденциальность. Кроме того, объекты ноу-хау не подлежат государственной регистрации.

Основные характеристики ноу-хау:

  1. Конфиденциальность: информация должна быть недоступна для посторонних лиц. Необходимо ввести режим о коммерческой тайне и предпринять все законные меры для сохранения секретности.
  2. Коммерческая ценность: знания и умения должны приносить экономическую выгоду правообладателю, а также повышать конкурентоспособность среди конкурентов.
  3. Субъекты. Владельцем ноу-хау может быть как юридическое, так и физическое лицо, а обладать коммерческой тайной (введение режима конфиденциальности)– только юридическое лицо

Примеры ноу-хау:

  • рецепты и формулы (например, рецепт Coca-Cola);
  • производственные процессы и методы;
  • уникальные методики и технологии;
  • Сведения о поставщиках и покупателях;
  • коммерческие стратегии и бизнес-планы.
Как защитить свой секрет производства?

Защита секрета производства (ноу-хау) требует комплексного подхода, включающего как правовые, так и организационные меры. Вот несколько ключевых шагов для защиты секрета производства:

1. Идентификация

  • Предмет секрет производства. Определите, что является объектом ноу-хау.
  • Документация субъектов секрета производства. Подробно пропишите элементы, которые относятся к данному объекту интеллектуальной собственности.

2. Контроль доступа

  • Ограничение доступа. Создайте необходимый список лиц, которые должны иметь доступ к данной информации. А также внедряйте политику сохранения конфиденциальности.
  • Информационная безопасность. Обеспечьте дополнительную защиту баз данных, физических архивов и хранилищ.
  • Договор о неразглашении.
  • Установка правил использования ноу-хау

3. Правовые меры

  • Трудовой договор. Включайте в них положения о неразглашении конфиденциальной информации.
  • Защитите свои права в суде. В случае утечки информации или нарушения договора о неразглашении стоит обратиться в суд для защиты своих прав и компенсации убытков.

Данный объект интеллектуальной собственности с юридической точки зрения менее защищен. Это означает, что владельцам компаний стоит грамотно подходить к охране секрета производства. Качественная защита ноу-хау предполагает оформленные договорные отношения с сотрудниками, а также периодический контроль и аудит информационной безопасности.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com

Юридическая практика