r_arrow

Зачем нужно обязательно регистрировать свой товарный знак в Китае

13 сентября 2023 г. 12:35
img

Китайское законодательство, регламентирующее процедуру оформления товарного знака, разнонаправленное и действительно обширное: только по одному континентальному Китаю в базе данных Всемирной организации интеллектуальной собственности несколько десятков документов. 

При этом надо учитывать, что есть еще Макао и Гонконг. Они функционируют немного по иным (также регламентируемым в дополнительных самостоятельных законах) правилам. Особняком стоит Тайвань. 

Как регистрируется товарный знак в континентальном Китае

Для начала надо понимать: товарный знак по китайскому законодательству – это любое слово, графика, буквы, цифры, трехмерные символы, цветовые сочетания, звуки, комбинации вышеуказанных элементов, способные отграничить (индивидуализировать) товары на рынке (статья 8 Закона «О товарных знаках»).

Нельзя зарегистрировать обозначения:

  • Если они сходны с названием государства, национальным флагом, эмблемой, гимном;
  • Если они сильно напоминают бренд международной организации;
  • Если указывают на официальную маркировку или клеймо проверки (за исключением тех случаев, когда такая бирка разрешена);
  • Если в них есть Красный Крест или Красный Полумесяц;
  • Если он кого-то дискриминирует;
  • Если общественность вводится в заблуждение;
  • Если есть ущерб социалистической этике, обычаям.

Процедура регистрации следующая:

1. Организации, граждане или группы лиц подают заявку в профильное ведомство, выбирая нужные для себя категории товаров, на которые распространяется юридическая защита. Предусматривается, что сведения такого рода должны быть правдивыми, точными и полными.

2. Власти проводят экспертизы по представленной заявке. Предлагаемый для регистрации бренд публикуется в специальном бюллетене, который рассылается по всем компаниям и патентным поверенным. Они вправе подать возражения. Если их доводы будут восприняты, в оформлении откажут.

3. Если претензий к бренду нет, то одобренный властями товарный знак получает юридическую защиту на 10 лет.

Средний срок оформления бренда в Китае – 12 месяцев с даты подачи заявления. 

Правила регистрации торгового знака в Гонконге и Макао

Здесь правила регистрации отличаются от континентального Китая. Например: 

1. Различаются сроки оформления документов.

В Макао регистрация занимает в среднем от года до двух лет. В Гонконге – от 6 до 12 месяцев. 

Помните, что время юридической защиты оформленного товарного знака в Макао меньше континентального китайского на три года.

2. Макао и Гонконг регистрируют заявки на товарные знаки исключительно через свои собственные системы, тогда как документы на оформление бренда в континентальном Китае можно подать как через национальное патентное ведомство, так еще и через ВОИС.

Зачем регистрировать свой бренд в Китае

Если вы действительно хотите вести серьезный бизнес в КНР, то о правовой защите своего товарного знака надо думать заранее, так как в Китае приоритет определяется по факту регистрации. 

Проигнорировали это требование? Тогда можете оказаться в ситуации «Арсеньевского молочного комбината». Эта российская компания поставляла на экспорт соседям мороженое «Андрей и Маша». Продукция так понравилась китайцам, что некоторые ушлые зарубежные предприниматели из Поднебесной бросились ее подделывать, демпингуя цены.

В результате российская фирма попросту перестала поставлять свой десерт китайцам, но рынок КНР этого просто не заметил, так как фальсификат полностью заместил оригинальный продукт.

Второе важное правило, которое следует учитывать. Если выходите на китайский рынок, то оформлять надо не только российское официальное обозначение, но и торговую марку с иероглификой. 

А если мы попали в межгосударственное соглашение, то оформление бренда в Китае нам не нужно?

Нужно. Ъ в 2019 году рассказывал о проблемах некоторых сельхозпроизводителей. Они были включены в межгосударственный протокол, разрешающий доступ российской молочной продукции на китайский рынок. О регистрации своего бренда задумываться не стали. Первая российская компания, вышедшая в КНР, преимущественно интересовалась улучшением качества продукции и дизайном упаковки. Как же были удивлены наши бизнесмены тому, что китайские предприниматели быстро «перехватили» их товарный знак!

СМИ рекомендовали просчитывать: либо выходить на ушлых оппонентов, договариваясь о сотрудничестве, либо вести судебные споры.

Судебные конфликты по поводу воровства бренда

Пивоваренная компания, производящая российскую «Балтику», зарегистрировала свои права на товарный знак и логотипы с 2001 по 2010 годы. Конкурент (Kuyadom) сначала оформил права на словесное обозначение в 2012, а затем решил подать заявку на регистрацию комбинированного знака. Именно это оформление и вызвало судебные претензии российской корпорации.

Китайский правоприменитель удовлетворил только часть поданного иска: компенсацию взыскивать не стали, но согласились с тем, что подобное копирование незаконно при внесенном в реестры российском бренде.

Другие риски отказа от регистрации своего товарного знака в КНР

Производство фальсификата –  не главная проблема для предпринимателей, работающих в Китае. Дело в том, что конкурент, озаботившийся более быстрым юридическим оформлением товарного знака, может направить жалобу в таможенный реестр и заблокировать вам ввоз оригинальной продукции на территорию государства. Параллельно «перехватчик» вправе инициировать административное и уголовное преследование своего экономического противника.

Выводы

Защита от недобросовестных конкурентов только одна – официально оформить товарный знак. И чем быстрее, тем лучше. Это, конечно, сложно и может превратиться в настоящий квест, но с опытными специалистами все получится быстро и качественно. 

Если вы прошли процедуру регистрации через национальное патентное ведомство, то в судах вы точно защитите свой имидж и продукцию от ушлых конкурентов.

Сообщает Online Patent

За рубежом