r_arrow

OpenAI регистрирует товарный знак GPT

17 мая 2023 г. 10:21
img

OpenAI до сих пор не зарегистрировала название своей нейросети ChatGPT. И это при том, что ключевой инвестор компании – Microsoft. На фоне популярности ChatGPT уже возникло огромное количество самообучающихся нейросетей со схожими названиями – ThreatGPT, MedicalGPT, DateGPT, DirtyGPT, JeePT и др. Процесс регистрации товарного начался в конце 2022 года, но пока далек от завершения. Более того, создатели нейросети могут столкнуться с рядом проблем, считают эксперты.

ChatGPT представили публике в ноябре 2022 года. В декабре подали заявку на патент.  В марте компания послала USPTO (американское патентное ведомство) петицию, где попросила ускорить рассмотрение заявки ввиду множества потенциальных нарушений права на интеллектуальную собственность. USPTO это требование отверг, объяснив, что юристы OpenAI не предоставили «соответствующие документальные доказательства, подтверждающие обоснованность специальных действий».  Да еще и не заплатили пошлину.

Процесс регистрации теперь может занять до 5 месяцев. И не факт, что завершится успешно. Например, буква T в аббревиатуре GPT означает Transformer. А это название нейросетевой архитектуры, уже запатентованной Google. ChatGPT давно состоялся как кошмар защитника интеллектуальной собственности. Имеют ли право создатели нейросетей использовать для их обучения любые данные, до которых смогут дотянуться? Вообще-то, у текстов, картинок и прочего контента есть авторы, у которых есть права… А права на создаваемый чат-ботами и генераторами картинок контент кому принадлежит и кто имеет право на нем зарабатывать?

Комментарий эксперта:

«У OpenAI две основные проблемы. Торговый знак “GPT” может быть описательным, потому что это термин в сфере деятельности заявителя (GPT – Generative Pre-trained Transformer), и не обладать различительной способностью. Этот вопрос можно было бы решить, доказав приобретенную различительную способность.

Но тут возникает вторая проблема: если на рынке существует несколько компаний, которые также используют обозначение “GPT” для индивидуализации тех же товаров /услуг, то доказать приобретенную различительную способность по отношению к одному конкретному производителю достаточно сложно. Кроме того, в США принята система оппозиций, что предполагает, что другие компании, которые также используют данное обозначение будут предпринимать действия для того, чтобы не допустить этой регистрации. Что можно рекомендовать на примере этой ситуации?

  • при выборе названия руководствоваться не только маркетинговыми исследованиями на предмет привлекательности бренда, но и оценивать его с точки зрения возможности регистрации товарного знака;
  • подать заявку на регистрацию до того, как будет раскрыта информация о новом проекте».

Виктория Макарова, патентный поверенный РФ № 1114, заместитель руководителя отдела товарных знаков Онлайн Патента: «Наверное это справедливо, что создатели генеративных нейросетей сами столкнутся с проблемами, которые они игнорировали, пока те касались кого-то другого. Но для нас важнее практические выводы. Продукты своей интеллектуальной деятельности надо защищать как можно оперативнее и решительнее. Потому что, затянув дело, можно столкнуться с неожиданными проблемами, которые будут дорого стоить».

Сообщает Онлайн-Патент

фото: freepik, автор frimufilms

За рубежом