r_arrow

Спорт и интеллектуальная собственность – в чем точки соприкосновения

26 марта 2025 г. 16:58
img

erid: 2W5zFFzgL9W

Спортивная индустрия – сфера, которая неразрывно связана с коммерческим рынком. Интеллектуальная собственность играет важную роль в данном направлении и усиливает возможность монетизации. В данной статье рассмотрим объекты и направления, где возникает интеллектуальная собственность в сфере спорта.

1. Личный бренд спортсменов

Имя спортсмена – это бренд, который нарабатывается за весь период спортивной карьеры.

Оформить права на личный бренд может сам спортсмен или клуб (агентство), представляющиий интересы членов спортивной команды. Спортивный клуб заключает контракт со спортсменами, и в это соглашении указывается согласие на право использования его изображения, имени, символики, облика и иных значимых данных в рекламных и коммерческих целях (лицензирование).

2. Трансляции и медиаконтент

Один из важнейших аспектов интеллектуальной собственности в спорте – это права на телетрансляции и видеоконтент. Организаторы турниров (например, ФГАУ, ФХР, НБА, УЕФА), как правило, обладают исключительными правами на показ соревнований.

  1. Права на трансляцию матчей на ТВ. Компании предоставляют эксклюзивное право транслировать матчи, Олимпийские игры и иные события (например, «Матч ТВ»). Незаконные трансляции (например, стримы без лицензии) могут нарушать авторские права.
  2. Использование видеоматериалов. Избранные фрагменты игр (голы, яркие моменты) также попадают под охрану авторского права и могут использоваться только с разрешения правообладателя.
3. Атрибутика спортивных мероприятий

Каждое крупное соревнование имеет свою айдентику: логотип, символику, слоганы. Эти элементы могут быть оформлены как товарные знаки или объекты авторского права.

  • Защита названия и атрибутики. Названия и логотипы команд, слоганы и иная символика – элементы, являющиеся объектами интеллектуальной собственности. Их незаконное использование (например, на сувенирной продукции) будет считаться нарушением и повлечет наступление ответственности.
  • Официальный мерч. Особая товарная группа, сопровождающая различные спортивные мероприятия. Товары с символикой турниров и спортивных команд должны производиться только с официального разрешения организаторов/спортивных клубов (лицензии).
4.  Технологии, экипировка, методы

Спорт – именно та сфера, где нередко оформляются права на инновационные методы тренировочных процессов, спортивную одежду, разработанную для конкретного вида спорта. Отсюда возникают объекты патентного права в сфере спорта или ноу-хау.

  • Спортивное снаряжение и оборудование: Новые виды кроссовок, одежды, оборудования, предназначенных для конкретого вида спорта.
  • Тренировочные методы: Некоторые методы подготовки и спортивные техники можно защитить как патенты или коммерческую тайну (например, методы забивания мячей или методы подготовки спортсменов в конкретных видах спорта, правила игры).

Интеллектуальная собственность в спорте – это обширная сфера, влияющая на трансляции, маркетинг, технологии и даже тренировочный процесс. Мы призываем внимательно относится к нематериальным активам в данной сфере в части грамотного оформления и своевременного пресечения нарушений.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com, автор freepik

Юридическая практика