r_arrow

Не только Coca-Cola и Starbucks: какие компании, ушедшие из России, продолжают подавать заявки в Роспатент

19 июня 2024 г. 13:24
img

Фирмы, объявившие об уходе с российского рынка после 2022 года, чаще всего не рвут окончательно правоотношения с Роспатентом: они, закрыв часть торговых точек и подразделений, продолжают подавать заявки в Роспатент для защиты в России своих брендов. В первую очередь это касается The Coca-Cola Company и Starbucks.

Американская корпорация The Coca-Cola Company (Дзе Кока-Кола Компани) в апреле 2024 обратилась в Федеральную службу по интеллектуальной собственности с заявками на регистрацию Coca-Cola, Sprite, Fanta, Power Ade, Bonaqua – всего 10 наименований. Starbucks направила заявки на регистрацию сразу восьми товарных знаков, включая Starbucks Сoffee, Frappuccino и некоторых других.

Отметим, что не только эти зарубежные компании взаимодействуют с Роспатентом в деле охраны своей интеллектуальной собственности.

Шанель САРЛ направила в ведомство сразу 6 разнопрофильных заявок на регистрацию (в списке не только словесные обозначения по типу Chanel № 5, но и символы), Мерседес-Бенц Груп АГ –2 заявки (предлагаются к регистрации бренды Terrain Mode и Stronger than diamonds), Майкрософт Корпорейшн – 15 заявок, Nissan – 4 заявки (и все они даже прошли процедуру регистрации); Pizza Hut – 3 заявки; Disney – 8 заявок (в том числе и на одну из самых популярных героинь – Русалочку), Universal – 4 заявки (включая товарный знак будущего фильма «Wicked» – «Злая»), Procter & Gamble – 8 заявок.

Однако очевидным лидером в этой активности является частично закрывшая продажи своих популярных напитков ПепсиКо. Ее представители подали 55 заявок в Роспатент: здесь и бутылки Active, и многочисленные слоганы («Фэнтези вкуснее с Lay’s», «Новогодняя серия» и многое другое).

Зачем зарубежные корпорации подают заявки в Роспатент?

Как объясняет генеральный директор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина, комментируя обращения Starbucks и The Coca-Cola Company в Роспатент, – неиспользуемые в течение трех лет товарные знаки компаний могут быть аннулированы по российскому законодательству. Рассматриваемые бренды были выведены с рынка в 2022 году. Соответственно, их правовая охрана прекратится в 2025 году. Подача заявок на регистрацию товарных знаков направлена на то, чтобы не допустить утраты прав на ключевые обозначения.

Что происходило на российском рынке после объявления иностранных фирм об уходе в 2022 году?

Судьба зарубежных корпораций после указанной даты была различна. По крайней мере можно определить три пути развития.

Первый – продажа своих подразделений российским компаниям. Наиболее яркий пример: KFC и McDonald’s. Новые собственники, получившие актив, тут же провели ребрендинг: KFC стало преимущественно Rostic's, вернувшись к своим истокам, бывший McDonald's переименовался во «Вкусно – и точка». Переформатирование товарных знаков было иногда не столь радикальным при продаже: например, «Росбанк», выйдя из группы Societe Generale, оставил узнаваемое словесное наименование банковской группы без изменений в кириллице.

Второй путь – заявив об уходе, через некоторое время компании вернулись. По данным «ОТР», в России вновь работает корейский Hyundai (24 заявки в Роспатент от компании «Хендэ Мотор Компани») и французский Citroen.

Третье направление – фирмы объявили сначала о прекращении правоотношений, но потом – переформатировались юридически и продолжили работу, но уже под новым фирменным наименованием и товарным знаком. У упоминаемой выше The Coca-Cola Company в России было подразделение ООО «Кока-кола эйчбиси Евразия». В июле 2022 оно сменило название, по данным Forbes, на ООО «Мултон партнерс», запустив производство напитка «Добрый Cola». Этот бренд в 2023 году стал лидером на российском рынке, заняв долю в 25%. Выручка ООО «Мултон партнерс», как отмечает СПАРК, составила 77 млрд рублей, чистая прибыль – 10 млрд. Forbes подчеркивает, что выручка ООО «Кока-кола эйчбиси Евразия» в 2021 году была почти 94 млрд рублей, а чистая прибыль – 6,7 млрд.

Сообщает Онлайн Патент

Российские новости