Каталог участников рынкаNew
Вестник лицензионного рынка

Из архива

Интервью и аналитика


Роман Федотов: Почему Лунтик стал брендом, а богатыри - нет?

Дата: 02.07.2012 4876 1
Компании: РИО Лицензия
Роман Федотов: Почему Лунтик стал брендом, а богатыри - нет?

Блог Романа Федотова

Мультфильмы о русских богатырях – Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче – очень популярны. Они дали достойный ответ голливудской продукции, доказав, что отечественная мультипликация способна работать в «большом» формате. Однако персонажи богатырей не стали лицензионными брендами.

Почему столь популярная тема и персонажи не получили серьезного коммерческого продолжения в виде лицензирования детских товаров? Попробуем сначала разобраться с другими отечественными брендами, которые не только завоевали симпатии маленьких зрителей, но и добились коммерческого успеха.

Один из самых известных детских персонажей – Лунтик. С одной стороны его успех обеспечен мощной телевизионной поддержкой – мультфильм несколько лет шел в передаче «Спокойной ночи, малыши». Но самое главное, что это история про жучков-паучков, которые живут под ногами, в траве.


Дети в отличие от взрослых, очень интересуются миром насекомых. Это первое, что доступно им для самостоятельного исследования. Поэтому дети так любят ловить муравьев, жуков и бабочек. Взрослые уже забыли об этом, мир насекомых для них неразличим. Они забыли, что жук в коробке – это настоящее богатство для мальчишки.


Возясь с жуками и муравьями, дети поневоле постигают, что это некий отдельный мир, со своими связями и взаимоотношениями. Поэтому художественные образы мира насекомых легко находят отклик в душе ребенка. Отсюда так популярны мультфильмы про пчелок, бабочек, мурашей и прочую мелкую живность. Это целое отдельное направление в детской мультипликации.

Мультфильм о Лунтике очень удачно отобразил естественную расположенность ребенка к исследованию мира насекомых, создав из разных насекомых персонажи, объединенные образом Лунтика. В сочетании с долгим показом по ТВ этот фактор и обеспечил Лунтику успех.


«Машу и Медведь» показывали в передаче «Спокойной ночи, малыши», кажется, всего один раз. Но здесь есть отличный микс хорошего юмора и хорошей графики. В мультике моделируются трогательные отношения ребенка и взрослого, при этом взрослый защищает, а ребенок хулиганит и своевольничает, но тоже с любовью ко взрослому.


Эта модель отношений очень симпатична детям, поэтому они легко примеряют ее на себя. Кроме того, история представлена традиционными русскими образами, что добавляет ей шарма (впрочем, скорее, уже в восприятии родителей). 

Самый успешный на сегодня проект – «Смешарики». В смешных мультяшных образах смоделированы взрослые отношения. Адаптация взрослого мира для детей – тоже очень популярная и понятная для детского сознания тема. Кроме того, безусловно, «Смешарики» очень хорошо сделаны, они динамичные, яркие.

Все эти проекты стали успешными брендами, потому что создают привлекательный и интересный мир, в котором ребенок хотел бы быть участником или исследователем. В случае с богатырями, увы, эта закономерность не работает.

По своему художественному образу богатыри – супергерои. По идее, благодатная почва для создания бренда.


Для мальчика важно ассоциировать себя с персонажем, обладающим какими-то волшебными, необычными способностями, побеждающим врага, зло, несправедливость. Поэтому продукция, брендированная Бэтменом или Человеком-Пауком, пользуется большим спросом.


Богатыри – прикольные, но на них не хочется быть похожими. Над ними можно смеяться, но не подражать. В этих персонажах удалась ирония, но не удалась героика. Дети с удовольствием проводят время с клоунами, но не подражают им.

Важно так же и то, что супергерой должен быть как бы вне времени. Бэтмэн, Человек-Паук могут жить в любую эпоху. Они не связаны с бытовым укладом. Поэтому могут быть всегда современны. В образе богатырей бытовая и даже социально-политическая обстановка русской древности играет ключевое значение. Дети не могут поместить себя в это обстановку. Для них понятие истории неразличимо, не вызывает никаких эмоций. И патриотизма в этом возрасте еще нет.

Поэтому истории про богатырей получились замечательными, но не очень пригодными для брендирования. Дети и взрослые знают эти мультики, любят, смотрят с удовольствием. Но вывести из персонажей или истории в целом коммерческий бренд так и не удалось.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войти или зарегистрируйтесь

Комментарии

Инна, 30.07.2012 - 22:07
На мой взгляд, “Богатыри” не такие уж и детские: юмор и ирония ориентированы явно более на взрослого зрителя, ребенку он будет не очень понятен. Опять же для русского дубляжа выбирают актеров интересных также скорее взрослым, нежели детям. Но успешного лицензионного бренда для взрослых из “Богатырей” тоже, скорее всего, не получится. Ирония не настолько острая и провокационная, как например в Губке Бобе или Бивесе и Батхеде, которые “сработали” и в лицензиях для взрослых.
Яндекс.Метрика