Каталог участников рынкаNew
Вестник лицензионного рынка

Из архива

Интервью и аналитика, Розница


FIFA против: как российский бизнес преследуют за использование товарных знаков ЧМ-2018

Дата: 15.06.2018 822
FIFA против: как российский бизнес преследуют за использование товарных знаков ЧМ-2018

В июне в России начинается чемпионат мира по футболу: игры пройдут в течение месяца на 12 стадионах в 11 городах. Международная федерация футбола (FIFA) жёстко отслеживает использование своих товарных знаков — выявлено уже больше 1000 фактов их нелегального использования российским бизнесом. Мы выбрали самые громкие случаи претензий FIFA к бизнесменам и компаниям из России.

FIFA против Heart of Moscow

Суть: Международная федерация футбола зарегистрировала как товарный знак сочетание слов «Москва 2018» (и названия всех других городов-организаторов ЧМ-2018 в таком сочетании и в нескольких написаниях). Из-за этого компания Heart of Moscow не смогла выпустить в продажу коллекцию сувениров с принтами, где использовались слова «Футбол Москва 2018». Выкупить лицензию на использование этого знака не удалось.

Цитата: «Жаловаться попросту некуда, потому что оказывается, это стандартная политика ФИФА, чтобы обезопасить свои баснословные доходы и не пустить на рынок никаких конкурентов», — Александр Эльзессер, основатель Heart of Moscow.

Итог: Компания отказалась от выпуска коллекции до старта чемпионата мира и надеется договориться с FIFA после окончания соревнований.

FIFA против казанской швеи

Суть: Против швеи из Казани Ирины Зингаровой возбудили уголовное дело за пошив трёх кукол символа чемпионата мира в России — волка Забиваки. Заказ сделали сотрудники полиции, за работу женщине предложили 70 тыс. рублей. После получения денег Зингаровой объявили о возбуждении уголовного дела по статье 180 УК РФ (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)). Ущерб полицейские оценили в 378 тыс. рублей.

Цитата: «Я подумала, может, это банда какая-то и стала вызывать полицию, чтобы убедиться, что пришедшие в мастерскую действительно сотрудники. Они стали отнимать у меня телефон и говорить, что я усугубляю этим свое положение. Полицию я вызвала — это были реально полицейские. <…> Они снимали всё на видеокамеру. Стали угрожать, что я себя как-то не так веду, разговариваю по телефону. С их стороны пошли угрозы. Я стала снимать происходящее, и вот тут они втроём стали заламывать мне руку, отнимать телефон», — Ирина Зингарова, швея.

Итог: Дело продолжается. Зингаровой грозит до двух лет лишения свободы.

FIFA против Oriflame и Faberlic

Суть: ФАС заявила, что Oriflame незаконно использовала словосочетания «Чемпионат мира по футболу 2018 года», «ЧМ-2018» и символику чемпионата в интернет-рекламе и собственных каталогах. Претензии ведомства к Faberlic связаны с публикацией информации о розыгрышах билетов на матчи чемпионата.

Цитата: «Спорная информация не несет каких-либо общественно-полезных целей, не способствует популяризации спорта, а фактически направлена на продвижение товаров компаний путем эксплуатирования широкого общественного интереса к мероприятиям, их узнаваемостью со стороны потребителей. <…> У потребителей складывалось ложное представление о причастности Oriflame и Faberlic к футбольному празднику», — пресс-служба ФАС.

Итог: ФАС собирается «в ближайшее время» возбудить административное дело против обеих компаний.

FIFA против «Ашана»

Суть: В конце 2017 года московские полицейские вместе с представителями FIFA обнаружили в нескольких магазинах сети «Ашан» кучу товаров с якобы незаконно использованными товарными знаками футбольной ассоциации — больше 1,5 тыс. единиц продукции. Товар изъяли, в отношении сети завели административное дело. В свою очередь, «Ашан» пообещал разобраться, откуда в магазинах взялась нелицензированная продукция.

Цитата: «Нами запрошены документы и официальные комментарии от поставщиков, осуществивших поставки данной продукции. В случае, если подтвердится факт незаконного использования поставщиками официальной символики ФИФА, компания «Ашан Ритейл Россия» примет решение о взыскании с поставщиков убытков», — директор по корпоративным коммуникациям «Ашан Ритейл Россия» Мария Курносова.

Итог: Дело замяли — а в мае 2018 года «Ашан» объявил о старте продаж лицензионных товаров с символикой ЧМ-2018. Хотя кое-что с ритейлера FIFA всё же получила: в марте компанию оштрафовали на 100 тыс. рублей за продажу одной (!) тетради с надписью «RUSSIA 2018».

FIFA против всех

Суть: С начала мая 2018 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) получила право без предупреждения штрафовать предпринимателей за нарушение прав FIFA — но дела по этому поводу возбуждали и раньше. Первые случаи зафиксированы в 2016 году, и чем ближе к чемпионату, тем больше российских компаний попадает под атаку правоохранителей. Чёткой системы в действиях ФАС и полиции на первый взгляд не заметно: среди пострадавших от ЧМ-2018 — пивзаводы в Твери и Моршанске, сургутские и ханты-мансийские ритейлеры (у которых изъяли тапочки и помидоры), пивной павильон и торговый центр в Волгограде, сеть кофеен в Самаре и ещё множество бизнесов и предпринимателей. К апрелю FIFA обнаружила в России около полумиллиона товаров с нелегальным использованием символики федерации и чемпионата — из них большую часть выявили таможенники; всё это уложилось примерно в 1 тыс. случаев.

Итог: FIFA ещё не назвала ущерб от действий российского бизнеса — вероятно, конкретные цифры появятся только после чемпионата. Федерация продолжит отслеживать незаконное использование символики до конца ЧМ-2018: как минимум, до 15 июля.

Сообщает сайт retailer.ru

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войти или зарегистрируйтесь

Читайте также:


Яндекс.Метрика