Каталог участников рынкаNew
Вестник лицензионного рынка

Из архива

Интервью и аналитика, Розница


Как Чемпионат мира по футболу повлияет на экономику и ритейл

Дата: 15.06.2018 311
Как Чемпионат мира по футболу повлияет на экономику и ритейл

Повлияет ли Чемпионат мира по футболу на экономику России, в том числе, на ритейл? Сколько денег будут тратить во время ЧМ иностранные туристы? И как к главному спортивному событию подготовились магазины? Рассказывает Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.

Каково общее экономическое воздействие ЧМ?

Общая стоимость подготовки к Чемпионату мира в России оценивается в 13,2 млрд долл (по среднему обменному курсу с начала 2013 года по 30 ноября 2017-го). Он станет самым дорогим чемпионатом мира по футболу, что, впрочем, полностью соответствует тенденции последних чемпионатов: каждый последующий обходится дороже предыдущего. Южная Африка потратила 6 млрд долл на подготовку и проведение ЧМ-2010, Бразилия – более 11 млрд долл.

Оценки и прогнозы влияния ЧМ 2018 на экономику России в период с первых инвестиций 2013 года по 2018 год (суммарный эффект за шесть лет):

867 млрд. рублей (около 15 млрд. долл.) – влияние ЧМ 2018 на ВВП, 150-210 млрд. рублей ежегодно.

В 2018 году ожидается дополнительный прирост в потреблении не менее 2,5 млрд долл.

До 220 тысяч рабочих мест создано и поддержано с 2013 в секторе услуг, транспорта и торговли.

150 млрд. рублей дополнительных налоговых сборов поступило в федеральный и региональные бюджеты в связи с подготовкой и проведением ЧМ-2018 в период с 2013-2018 годы.

Более того, ЧМ окажет положительное воздействие на национальный ВВП в 2018 году: дополнительные 0,15-0,25 проц роста ВВП.

Как этот чемпионат повлияет на розничную торговлю в России?

Опыт предыдущих ЧМ показывает, что наибольший рост доходов в период проведения соревнований приходится на такие сферы и товары потребительского рынка, как фастфуд, алкогольные и прохладительные напитки, продукты, HD-телевизоры, смартфоны, а также сувенирная продукция, связанная со страной-организатором турнира. Также ожидается большой спрос на спортивные товары с логотипом ЧМ, особенно на одежду и обувь. Опрос, проведенный ФИФА по итогам ЧМ 2014 в Бразилии, показал: более 80 проц респондентов были заинтересованы в покупке лицензионных товаров, в первую очередь футболок, плюшевых талисманов, кепок и брелоков. Предполагаемый оборот сувенирной продукции для чемпионата составит 1 млн единиц, из них 50 проц придется на долю текстиля. Разумеется, потребительский спрос во время Чемпионата мира существенно оживится за счет зрителей (46 проц - российские болельщики, 54 проц - зарубежные).

 

Но как показывает опыт проведения предыдущих чемпионатов, ЧМ повлияет и на покупательскую активность тех туристов, которые приедут не ради спорта, и на местное население, живущее в принимающих городах. Июнь-июль каждого года - это пик туристической активности в РФ, около 4,3 млн туристов путешествуют по России в этот период. Их количество в 10 раз превышает поток туристов-болельщиков, но и они окажутся под влиянием атмосферы кубка мира. Существует такой феномен – «consumption enthusiasm», связанный с ощущением причастности к глобально значимым событиям. Особая воодушевленная и активная атмосфера в стране, и особенно в городах во время Кубка мира делает граждан позитивнее и внушает им чувство гордости, стимулируя их готовность тратить деньги.

ЧМ 2018 проходит в 11 российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Калининграде, Самаре, Саранске, Нижнем Новгороде, Волгограде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Сочи. Наиболее активным центром ЧМ будет Москва, куда к обычному потоку туристов дополнительно прибавится 700-800 тыс. человек.

Поток иностранных туристов привлечет значительную сумму в розничную торговлю, что может слегка поднять цены. Однако такой эффект будет временным и не повлияет на средний уровень инфляции, который в настоящее время оценивается на уровне 4 проц. Основываясь на опыте предыдущих чемпионатов, короткие периоды незначительного роста цен никогда не приводили к долгосрочному влиянию на потребительские цены на местном рынке.

Кто едет на Чемпионат мира? Страны-лидеры?

По информации Минкомсвязи, было оформлено 717 тыс. документов (FAN ID), почти половина которых приходится на иностранных граждан. Можно рассчитывать, что к началу турнира данная цифра еще может увеличится на 15-20 проц.

Если посчитать количество международных FAN ID и прибавить к этому числу членов семьи, которые будут сопровождать владельца «паспорта болельщика», мы получим около 500 000 иностранных посетителей Кубка мира, которые ожидаются в июне-июле. Согласно оформленными FAN ID, больше всего гостей ожидается из Европы (69 проц), за Европой следует Азиатско-Тихоокеанский регион (12 проц), Северная, Центральная и Южная Америка (8 проц).

 

При этом среди тех, кто посещает чемпионаты, есть 3 категории болельщиков:

Первую группу представляют те, для кого чемпионат мира станет поводом посетить страну вместе с семьей или друзьями и, во время тура еще и зайти на стадион. Такие болельщики часто едут с семьями либо с компаниями, и активно интересуются всеми локальными туристическими развлечениями, ресторанами, магазинами. Это около четверти болельщиков. Так, например, Казань готовится к приему иранцев. Матч Иран-Испания состоится 20 июня, и в период с 17 июня практически нет свободных мест в гостиницах, так как иранцы бронируют гостиницы семьями, и наиболее востребованы трех-четырехместные номера.

Вторая группа - это болельщики, совмещающие развлечения с делами. Это топ-менеджеры компаний, для которых Чемпионат мира – это не только повод посетить Россию, но и поддержать деловые контакты. Это около 20 проц гостей.

И основная группа - это реальные любители футбола и спортивные фанаты, которые следуют за своей сборной по всем чемпионатам мира. Они представляют большинство посетителей матчей. Именно они составляют основную массу покупателей сувениров и продукции с фирменной символикой. Так, например, из Великобритании будет сформирован специальный чартер в Нижний Новгород. Болельщики прилетят утром, сначала отправятся в пивной тур, вечером пойдут на матч Англия-Панама, а после этим же чартером улетят домой.

Каковы ваши прогнозы с точки зрения увеличения трафика и расходов? Средние траты одного посетителя?

Иностранный турист потратит от 5000 до 8 000 долларов за поездку, что практически равноценно турпакетам, предлагаемым туристическими агентствами в разных странах, включая расходы на проезд и оплату билетов на ЧМ 2018. Туристы проведут в России в среднем 12 дней, тогда как обычно они приезжают на 4–5 дней. Внутренние траты туристов-болельщиков на проживание, питание, сувениры в среднем можно оценить в 2000-4000 долларов.

Учитывая, что приедут более 500 тыс. болельщиков, только эта группа иностранных туристов даст экономике около 1,5 млрд. долл. за время проведения футбольного турнира. К этой цифре можно добавить 15-20 проц прироста трат у традиционных туристов (по оценкам платежной системы VISА). Таким образом, суммарный прирост потребительских трат иностранных туристов благодаря ЧМ превысит 2-2,5 млрд. долл., что эквивалентно дополнительному приросту потребительских расходов до 2 проц в годовом исчислении (подсчеты Fashion Consulting Group).

Что ЧМ оставит россиянам? Ожидается ли долгосрочное воздействие?

Инфраструктура, построенная к мероприятию, будет создавать положительный эффект в долгосрочном периоде. Наибольшие надежды возлагаются на транспортную инфраструктуру. Дороги, маршруты, аэропорты, техника, построенные или закупленные к соревнованию, могут десятки лет снижать транспортные издержки бизнеса в регионе проведения соревнования, и увеличивать качество жизни населения. Также важным фактором развития является и спортивная инфраструктура - стадионы, тренировочные комплексы, в случае ее активного использования в дальнейшем. Важным фактором являются и дополнительные возможности, которые создаются для развития туризма: для ЧМ был специально подготовлен персонал, который будет работать с туристами и болельщиками. Только в Москве для работы на ЧМ подготовлено и аттестовано 1450 гидов-переводчиков, говорящих на 28 языках, и 810 русскоговорящих экскурсоводов.

Ожидается, что импульс развития экономики продлится как минимум пять следующих лет. Созданная инфраструктура должна приносить по 150–210 млрд рублей ежегодно в ВВП страны (вклад туризма – 40-70 млрд, вклад инвестиций – 110-140 млрд рублей).

Как подготовились магазины? Увеличивают ли они запасы? Создали специальные товары? Будут ли специальные рекламные акции? События?

Наиболее активно к ЧМ готовилась компания Adidas, официальный спонсор ЧМ 2018 (официальных спонсоров всего семь).

- Adidas набирает команду продавцов-консультантов для работы на стадионах, фан-зонах и супер-сторах в период проведения матчей. Уже во II квартале 2018 г. Adidas ожидает увидеть рост продаж по сравнению с предыдущим кварталом, отчасти и благодаря тому, что к чемпионату мира компания откроет pop-up магазины. Adidas будет продавать лицензионную продукцию на всех 12 стадионах чемпионата, а также на 11 площадках фестиваля болельщиков.

- Также Adidas проводит акцию: «Выиграй билеты на Чемпионат Мира по футболу 2018 FIFA».

- Холдинг Restart (развивает сети «Чайхона №1», «Obed Bufet», Ploveberry и другие) ведет переговоры с Adidas о сотрудничестве во время ЧМ 2018. «Мы планируем коллаборацию с Adidas, начинаем сотрудничать. Это будут мероприятия с призами в виде футбольных мячей и так далее».

Журналист и блогер Юрий Дудь, лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров, актриса театра и кино Ирина Горбачёва и художник-каллиграф Покрас Лампас создали авторские принты для кастомизации джерси национальной сборной в рамках кампании «Креативность решает».

Многие компании выпустили капсульные коллекции к ЧМ 2018. Среди них: Louis Vuitton, Tom Tailor, Crosby, российские бренды Radical Chic, Lucky Child и др.

В магазинах Zenden идут продажи официальной лицензионной коллекции обуви ЧМ 2018.

В ЦУМе к ЧМ приурочена целая кампания - «Футбольное лето», в рамках которой пять футболистов российской сборной снялись в совместном рекламном ролике универмага и компании adidas для интерактивных витрин. А в центральном атриуме ЦУМа установили подвесное футбольное поле и инсталляции c манекенами.

Готовит что-то интересное и интернет-магаин Aizel.ru.

В магазинах Finn Flare идут продажи продукции с символикой Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 (компания ООО «НьюФэшн», владеющая правами на выпуск продукции под товарным знаком Finn Flare, получила сублицензию FIFA на продажу одежды с символикой Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. ООО «НьюФэшн» заключило соглашение с официальным мастер-лицензиатом FIFA – ООО «Мегалайсенз Энтертеймент»).

Крупнейшая российская сеть спортивных магазинов «Спортмастер» также производит лицензионную одежду и аксессуары с символикой чемпионата мира по футболу FIFA.

Сообщает сайт fashionunited.ru

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войти или зарегистрируйтесь

Читайте также:


Яндекс.Метрика