9 декабря в рамках 86 Российского Международного Кинорынка Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии отчитался о своей работе. Предлагаем Вашему вниманию статью сценариста и журналиста Сергея Шелехова, ставшего свидетелем этого события.

С момента рождения Фонда кино прошло два года. К сожалению, на отчетном мероприятии в Крокус-Экспо, не удалось увидеть председателя Фонда Сергея Толстикова, но его заменила руководитель аналитического департамента Десислава Медкова.

Цифр и аналитики было достаточно. За прошедшее время Фонд финансировал не только кинопроекты, но и фестивали, и продвижение российских фильмов за рубежом, и копродукцию.  В 2011-м начал финансирование отечественной анимации. Главный вывод, подкрепленный цифрами: распределение львиной доли бюджета господдержки среди главных кинопроизводящих студий оказалось верным и конструктивным шагом. Кассовые сборы (которые равны, по версии Фонда зрительскому успеху) проектов компаний-лидеров за 2010 составили почти 60% от общих кассовых сборов от отечественной кинопродукции. Фондом за два года поддержано 50 проектов (из них в производстве в настоящий момент – 44) с суммарным бюджетом 8,4 миллиарда рублей, поддержка Фонда составила 45%. По социально значимой тематике поддержано 36 проектов с бюджетом 5,7 миллиарда рублей, со стороны Фонда – 30%.

Однако, есть некоторые цифровые нестыковки. Например, сообщается, что из всех «поддержанных»  в прокат в 2010-2011 году вышло 26 (!) фильмов, 19 – проекты компаний лидеров, и 7 – СЗТ (социально значимой тематики). Как это сочетается с предыдущими цифрами понять достаточно трудно. Но не менее любопытно и другое. Оказывается, по кассовым сборам в первой десятке фильмов, поддержанных Фондом, помимо действительно уже не раз озвученных громких проектов, таких как «Елки», «Бой с тенью -3», «Бабло», «Пять невест», «Выкрутасы» и «Высоцкий», есть например и такие как «Темный мир» и «Свадьба по обмену». Либо успех был такой оглушительный, что никто ничего не смог расслышать, либо это какой-то хитрый фокус производителя этих «шедевров» ООО «ЦПШ».

Как рассказала директор международного департамента Елена Романова, Фонд кино активно развивает международные контакты с Германией, Францией и Италией – подписаны соглашения о кооперации и поддержано 5 совместных проектов. Фонд направил «ограниченный контингент» российских сценаристов на обучение в New York Film Academy.

Выступил и Илья Попов – председатель рабочей группы по проектам фильмов для детей и анимации, анонсируя состоявшуюся на момент публикации статьи (22 декабря) премьеру громкого проекта «Смешарики. Начало».

На этом мероприятии можно было увидеть практически всех мейджоров отечественного кино. Открыл «парад оркестров» замечательно легкий в общении Никита Трынкин, управляющий группы Компаний Вazelevs (Базелевс). По итогам 2011 года эта, наиболее успешная киностудия, громко заявившая о себе прошлогодними «Елками», выпускает в прокат два новых проекта: «Елки 2» и «Камень». Сергей Светлаков задействован в обоих проектах. Судя по показанным трейлерам наверно это хорошее российское кино: и посмеяться, и поплакать.

Анатолий Максимов (генеральный директор студии “Дирекция кино”) представил хит текущих продаж – «Высоцкий. Спасибо, что живой». Многие уже посмотрели фильм, мнения разные, они и не могут быть одинаковыми. Того, кто Владимира Высоцкого слышал и видел живым, как ваш покорный слуга, оторопь берет от этого странного «воскресения», и сердце щемит от вновь переживаемой, тридцатилетней давности, утраты. Холодное сердце – много хуже холодной головы. Но, не смотря, ни на что, хочу сказать спасибо.

Кинокомпанию «СТВ» по просьбе Сергея Сельянова представлял все тот же Никита Трынкин. По-моему, то, что делает эта студия на поле нашей мультипликации трудно переоценить. Смешарики смешариками, но Алеша Попович, Илья Муромец и прочая богатырская компания – настоящий прорыв русской мультипликации. Новая серия называется «Три богатыря. На дальних берегах». Если шутка удастся, Джонни Деппу можно будет посочувствовать. Еще один полный метр – «Крепость». Трейлера не показали, но можно предположить, что нас ждет первая попытка средствами серьезной мультипликации экранизировать «Бориса Годунова», хотя я  могу и ошибаться. Художественное кино тоже будет, но что это будет за кино осталось в секрете, о фильме «Кококо» ничего не было сказано, известно только, что режиссером ленты стала Авдотья Смирнова.

Кинокомпанию «Централ Партнершип» представил продюсер Денис Фролов. В меню нашего американо-европейско-всякого производителя оказался дебют Алены Звонцовой «Небесный суд» с Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым (сложно что-нибудь понять по трейлеру, но история явно динамичная), и «Уланская баллада» с Сергеем Безруковым (судя по трейлеру, русский вариант «Трех мушкетеров»), и «Марафон» (что из себя представляет – пока неизвестно).

Настал черед «Art Pictures Studio». Генеральный директор Дмитрий Рудовский остановился на двух производственных проектах: «Духлесс» по одноименному роману Сергея Минаева и «Сталинград» Федора Бондарчука. От трейлера «Духлесса» впечатление странное, абсолютно американское, много раз виденное, клонированное кино, если бы не наши актеры, легко можно было бы обмануться. От «Сталинграда» – впечатление масштаба и боли.

Продюсерскую фирму «Профит» Игоря Толстунова представлял сам Игорь Толстунов. И «Метро» и «Испытание» судя по увиденным трейлерам – классические представители жанра фильма-катастрофы. Неожиданно выглядит завершающий ролик «Метро» слоган: «21.12.12 – во всех уцелевших кинотеатрах»… хотя, в наше время уже не в диковинку такие «черные шутки» ради рекламы. Фильм «Испытание» показался более стоящим проектом, он посвящен первым послевоенным испытаниям термоядерной бомбы в Семипалатинске. Надеюсь, что этот фильм может стать открытием еще одной неизвестной страницы непростой истории нашего Отечества. Сценарист и режиссер этой ленты – Павел Чухрай.

Замыкал «звездный парад» Леонид Верещагин – генеральный директор студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. В производстве этого лидера нашего кинопроизводства три картины. Приключенческий фильм «Шпион» – родное, из советского прошлого, кино по роману Акунина. «Легенда№17» – крупнобюджетный фильм о легендарном хоккеисте Валерии Харламове. Завершает тройку лента «Дом на обочине» – остросюжетная человеческая драма с Андреем Мерзликиным в главной роли.

Были представлены и три проекта СЗТ – социально значимой тематики, получившие поддержку Фонда кино. «Главкино» неожиданно представлял Джаник Файзиев – сценарист и режиссер «Август. Восьмого». Фильм находится уже в стадии «постпродакшн». Трейлер произвел очень странное впечатление. О чем речь, я думаю, говорить не надо – Цхинвал 2008 год. Все вроде правильно, и история, судя по всему достойная, но видимо у автора «Турецкого гамбита» особая любовь к компьютерной графике, отчего создалось впечатление, что костер войны – настоящий, а вот язык метафоры…нечто среднее между компьютерной графикой «Трансформеров» и рекламой Nissan X-Trail.

Еще два проекта СЗТ – «Географ глобус пропил» и «Иван Поддубный» представлял генеральный продюсер «Красной стрелы» Вадим Горяинов. Трейлеров еще никто не видел, производство только запустилось, потому, что-либо сказать о качестве будущего продукта пока нечего. Книгу Алексея Иванова, наверное, многие уже прочли, а вот что получится на экране – большой вопрос, потому, как сам автор среди сценаристов почему-то не значится. Что касается второй ленты, стоит надеяться на то, что у профессионального клипмейкера Глеба Орлова, выступающего режиссером картины, что-то да получится, дай Бог ему удачи, обнадеживает и то, что оператором будет Влад Опельянц, а сопродюсером этой ленты выступает Леонид Верещагин – один из самых опытных продюсеров в нашем производственном цеху.

Завершил мероприятие генеральный директор Movie Research Олег Иванов – мейджер киносоциологии, цифры и статистики. Резюмируя его выступление, можно с уверенностью говорить о нескольких основных выводах: о проектах, поддержанных Фондом кино с самого начала производственного цикла говорить еще рано («чистого времени» было значительно меньше, чем два года); объем поддержки мейджеров должен быть индивидуален (оснований к этому достаточно, в том числе и телерейтинги просмотров); механизм возврата госсредств – актуальная задача, которая будет разрабатываться.

Данная статья является  личным мнением автора и не является официальной точкой зрения Союза кинематографистов России. В дальнейшем на нашем сайте мы планируем открыть рубрику, которая будет называться «Мнение», в который каждый член Союза кинематографистов может представить свой взгляд на те или иные кинематографические процессы. Вы можете присылать свои материалы по адресу pressaskrf@gmail.com.

Приглашаем к сотрудничеству.

Пишет портал unikino.ru