Каталог участников рынкаNew
Вестник лицензионного рынка

Из архива

Интервью и аналитика


Запретят ли импортировать в Казахстан игрушки-монстры?

Дата: 25.08.2016 796
Запретят ли импортировать в Казахстан игрушки-монстры?

Импортируемые в Казахстан детские игрушки планируется подвергать психолого-педагогической экспертизе. Производители игрушек обеспокоены этой инициативой. По их мнению, такая экспертиза «очень тонкая материя», которая не всегда может проводиться объективно. В результате они могут потерять половину рынка. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побывал на публичном обсуждении единых стандартов по безопасности детских товаров для стран ЕАЭС и технических регламентов.

По данным мониторинга Комитета госсанэпиднадзора, который проверял детский товар на соответствие требованиям технического регламента с 1 марта по сегодняшний день, в среднем ежегодно выявляется 19% детской продукции, которая не соответствует техрегламенту. «В 2015 году доля таких «токсичных» товаров составляла 26%, в 2016-м – 15%. В основном не соответствует техрегламенту пищевая продукция. Далее в антирейтинге детские одежда и игрушки. Доля игрушек, которые не соответствуют обозначенным требованиям, – 33%. Если в пищевой и легкой промышленности доля таких товаров постепенно снижается, то на рынке игрушек она уверенно держится на отметке 33%», - заявил заместитель председателя Комитета по защите прав потребителей Нуркан Садвакасов.

Основная доля вредных игрушек приходится на Китай. «По данному вопросу мы неоднократно встречались с нашими коллегами из КНР. Когда китайская продукция заходит на рынок Казахстана, она не вся имеет полную маркировку, у нее нет хозяина. Китайская сторона говорит, что к такой продукции она не имеет никакого отношения и что все претензии не должны идти в КНР», - поясняет он.

По исследованиям Комитета, из 3500 детских игрушек 1100 не соответствуют техрегламенту - в основном это игрушки либо без маркировки, либо не соответствовали требованиям безопасности. У большей части игрушек были обнаружены вредные вещества. Например, формальдегиды. К тому же многие игрушки не соответствуют определенным физико-химическим свойствам, на них могли быть заусеницы, трещины, которые могут при определенных обстоятельствах принести вред ребенку.

Предполагается, что под психолого-педагогическую экспертизу попадут не все игрушки, а только те, которые имеют какой-то образ – куклы, животные. «Человеческие образы, звери, которые имеют физиологически ненормальные отклонения, они, наверное, будут подвергаться экспертизе психологов и педагогов», - заметил Нуркан Садвакасов.

Впрочем, все-таки точно неясно, запретят ли ввозить в Казахстан игрушки определенной тематики. «Вопрос, что запрещать импортировать, а что разрешать, очень тонкий. Например, что мы будем делать с военно-патриотическими игрушками? В Москве есть компания «Звезда», по моим данным, она занимаем 15% мирового рынка моделей. Она производит танки, солдатиков. И, естественно, среди их моделей игрушек есть и фашистcкие танки, и солдатики-фашисты, есть и советские воины. Что им делать?» - задается вопросом президент Ассоциации товаров для детей Дарья Гайденрайх.

Быть ли Monster High?

Особой критике подверглись куклы Monster High, которые являются персонажами мультфильма. «На прилавках магазинов можно встретить много игрушек, которые вызывают страх, агрессию. Например, куклы Monster High. «Один из аксессуаров к этой игрушке – гробик. Обычную куклу, играя, ребенок воспринимает как своего ребенка, и представляете, если своего ребеночка девочка укладывает в гробик! Это не вяжется ни с какими общечеловеческими нормами. Необходимо, чтобы родители покупали игрушку, вызывающие в первую очередь позитивные эмоции, если они хотят, чтобы их ребенок вырос психически здоровым», - считает главный эксперт Комитета по защите прав детей Министерства образования и науки РК Гульнар Кажкенова.

Глава одной из российских компаний по производству игрушек считает, что нельзя быть категоричными по отношению к игрушкам Monster High. «Вы говорите, что против этой игрушки, но вдумайтесь, почему она появилась, почему она так популярна? Может быть, эти куклы решают какую-то психологическую проблему ребенка? Есть полные, некрасивые дети, и, возможно, выбирая Monster High, каждый из детей решает, что он может быть красив в любом виде. Например, Шрек, он зеленый, ужасный, толстый, но он добрый положительный герой», - подчеркивает она.

Эксклюзивный дистрибьютор компании Mattel, которая производит кукол Барби и Monster High, приводила свои доводы по кукле-монстру. «Ели говорить о философии Monster High, она несет мощный позитивный и оптимистичный посыл. В честности, основная идея этого бренда – помочь ребенку воспринимать себя таким, какой он есть, преодолевать комплексы, связанные с внешностью, преодолевать возрастные страхи. Каждый персонаж Monster High имеет какой-то определенный изъян, который не делает его изгоем в обществе, а делает его уникальным», - отмечают в компании.

Представитель Mattel даже показал куклу в инвалидной коляске, которая также была выпущена компанией, производящей кукол-монстров и Барби. «Компания также воспитывает толерантность к людям с физическими недостатками. Кстати, кукла с гробиком уже снята с производства», - заметил дистрибьютор.

Впрочем, как считают эксперты рынка детских игрушек, не стоит всю вину по насыщенности рынка пугающими странными игрушками полностью перекладывать на производителей игрушек. По мнению участников рынка игрушек, родители также должны обращать внимание, что они покупают своему ребенку.

И, как считает президент Ассоциации товаров для детей Дарья Гайденрайх, при формировании ребенка как личности родители должны проводить с ним больше времени, а не надеяться только на игрушки.

«В Германии практически нет домов престарелых, там высока культура родительского общения, родители проводят много времени с детьми. В Германии самыми популярными являются настольные игры, родители играют в эти игры с детьми, в старости дети не сдают своих родителей в дома престарелых. То есть дети уделяют престарелым родителям время, которое они получили при общении в детстве. У наших (казахстанских. – Ред.) родителей нет такой культуры – часто играть с детьми. Преимущественно родители покупают игрушку своему чаду, чтобы ребенок не трогал их после работы», - уточнила Дарья Гайденрайх.

«Нужно формировать идеологию»…

Вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева считает, что разговор о психолого-педагогической экспертизе бесполезен, пока государство не определилось с идеологией. «Мы можем еще 100 лет обсуждать экспертизу игрушек, но все будет безрезультатно. Изначально Казахстану нужно определиться, какое общество оно строит и какая личность должна быть в этом обществе. Нам надо посмотреть, в каком мире мы живем. Сейчас делать какие-то ссылки на Запад, Восток или Север нет необходимости. В настоящее время мировое сообщество переживает кризис семейно-брачных отношений, кризис личности. Америка и Западная Европа переживают кризис, они снова переходят к патриархальной семье. От этого мы отказались 26 лет назад. Нам необходимо снова вернуться к своим искомым корням, нужно вернуться к советской педагогике, возродить ту методику отбора игрушек, требования и технологии, и не надо ничего придумывать. Вопросы этичности, взаимоотношений в семье, взаимоотношения молодежи в советское время были четко определены», - считает Жибек Ажибаева.

Дискуссия, на которой планируется услышать мнение бизнеса по новой экспертизе, должна закончиться 31 августа. Многие производители детских игрушек недоумевают, почему власти страны обозначили такие короткие сроки. Они просят продлить срок рассмотрения до октября-ноября.

Еще один из главных вопросов, который требует пристального внимания: как будут отбираться специалисты, которые будут проводить психолого-педагогическую экспертизу. «Для того чтобы провести экспертизу, нужно привлечь личности – в каждом регионе они могут быть свои. Между тем нужно учитывать, что в каждом регионе своя ментальность. Если на севере Казахстана кукла Барби еще подходит, то на юге она может не котироваться. Как нам тогда быть?» - озадачивается вопросом Жибек Ажибаева.

Она подняла и еще один не менее важный вопрос: кто будет оплачивать экспертизу? «Скорее всего, никто. Ранее, когда мы проводили подобные экспертизы игрушек, никто этот труд не оплачивал. Нужны определенные лаборатории по экспертизе игрушек, в Казахстане их, возможно, нет. Продукты питания проходят экспертизу в России. Предполагается, что экспертиза игрушек будет проходить около 90 дней. Получается, что все это время товар должен лежать на складе, а это деньги бизнеса. Для производителей игрушек это же просто петля на шею, и еще не факт, что экспертиза по их игрушкам будет положительной», - считает Жибек Ажибаева.

Глава регионального отделения Ассоциации индустрии детских товаров в России уверен, что введение психолого-педагогической экспертизы разрушит 50-70% всего рынка детских игрушек. «Те максимальные сроки по экспертизе в 90 дней сразу же положат бизнес на лопатки. Потому что 30 и даже 90 дней – это очень долго. Мы производим игрушку к премьере какого-то мультфильма, а если мы эту премьеру пропускаем, то мы выходим из графика, произведенную позже премьеры игрушку можно утилизировать», - подчеркивает он.

Был рынок, и нет рынка

Он обращает внимание на трудности, с которыми могут столкнуться при экспертизе производители игрушек.

«Когда у нас появилась лицензия на известных персонажей мультфильма «Маша и Медведь», мы стали приносить на испытание игрушку Машу в детские сады, чтобы обсудить с педагогами эту куклу. Но столкнулись с такой проблемой: 50% педагогов сказали, что эта игрушка им не нужна в детском саду, что она учит детей баловаться. Получается, если мы будем привлекать педагогов, то у нас может получиться такая же история, как с персонажем Машей. Тогда на лопатки мы положим не только производителей игрушек, но и весь мультипликационный бизнес. Потому что 60% доходов мультипликационного бизнеса – это поступления от покупки лицензия (на использование героев. – Ред.). В итоге может рухнуть инициатива государства по формированию ментальности детей через национальных героев в мультиках. К тому же интернет-торговлю мы никак не сможем запретить, игрушки можно покупать и через сеть», - считает один из производителей российских игрушек.

Предприниматели уверены, что с введением психолого-педагогической экспертизы игрушки могут ощутимо подорожать. «Цены на игрушки могут вырасти на 20-30%, и мы перестанем быть конкурентоспособными. Как минимум я предлагаю продлить общественные слушания по поправкам в техрегламент», - предлагает один из производителей игрушек в России.

Сообщает сайт Капитал

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войти или зарегистрируйтесь

Яндекс.Метрика