Каталог участников рынкаNew
Вестник лицензионного рынка

Из архива

Интервью и аналитика


Кота Матроскина могут «затаскать» по судам

Дата: 23.06.2016 588
Кота Матроскина могут «затаскать» по судам

Очень не понравилось российскому министру культуры Владимиру Мединскому, что известная на весь мир молочными продуктами французская компания Danonе использует на упаковке своей продукции образы героев из советских мультфильмов. На одной из сессии, проходившей в рамках ПМЭФ-2016, чиновник передал им привет, но вместо пожеланий, как это обычно и делается, пообещал французам в ближайшем будущем большие проблемы. Какие же неприятности ждут Danone? – Министр не объяснил.  Не стал перечислять Мединский и «мультяшных» героев, которые красуются на творожках и йогуртах иностранной компании, хотя все прекрасно их знают.

В 1978 году на экраны вышел, ставший впоследствии «культовым», советский мультфильм «Трое из Простоквашино», созданного художником – мультипликатором Николаем Ерыкаловым. Кто не помнит потрясающего кота Матроскина, озвученного Олегом Табаковым. Именно его образ и использовала в рекламной компании и оформлении упаковки французская Danone под брендом «Простоквашино».  

Французы в недоумении от заявлений и угроз российского министра и заявляют, что использование вышеуказанных брендов осуществляется совершенно законно. Все права на них оформлены с Эдуардом Успенским,  детским писателем, сочинившим эту историю и придумавшим ее героев.

В 2002 году писатель заключил соглашение об использовании бренда «Простоквашино» с российской компанией «Юнимилк», которую в 2010 году приобрела Danone. Подробности данного соглашения никогда не раскрывались, но вряд ли бы французы затеяли бы такое мощное использование бренда без соответствующей правовой поддержки.

Чей кот?

После того, как кот Матроскин появился на этикетках молочной продукции компании, а это произошло в 2008 году, ее реализация резко выросла. В настоящее время одного только молока «Простоквашино» продается 27,0 млн. бутылок в месяц. Использование этого бренда французами является крайне успешным бизнес-проектом, принесшим компании успех на российском рынке и огромные прибыли.

По данным Роспатента «Юнимилку» принадлежит достаточно много товарных знаков «Простоквашино». К ним относятся не только графические рисунки героев из этого мультфильма, но и словесные сочетания. Лицензиатами данных знаков являются предприятия французской компании Danone. Более того, «Роспатент» и в настоящее время продолжает регистрировать новые знаки под этим брендом, расширяя их линейку молочной продукции.

С другой стороны, использовать образы советских мультфильмов в коммерческих целях могут только киностудии, которые их создали. В случае с «Простоквашино» - это «Союзмультфильм». Верховный суд в октябре прошлого года также в этом вопросе встал на сторону киностудий, а не художников-мультипликаторов и сценаристов в части коммерческого использования наследия отечественной мультипликации.

Эксперты полагают, что «Союзмультфильм», в случае подачи судебного иска против Danone, может выйти победителем из этого правового противостояния. Хотя, как бывает достаточно часто, многое будет зависеть от главного вопроса – кто, по мнению суда, является обладателем авторских прав на образ, используемый французской компанией Danone. Все-таки озвучивание другое, а также с оригиналом не совпадает множество деталей. Без сомнения, в этом случае судом будет назначена экспертиза, результаты которой и лягут в основу его решения. Если же Danone проиграет, то компанию ждут очень большие штрафы, в основу расчета которых лягут данные о прибыли за все годы использования бренда «Простоквашино».

На Danone уже не первый раз «нападают» высокопоставленные российские чиновники. В 2014 году бывший министр сельского хозяйства Николай Федоров начал активно критиковать продукцию французской компании, заявляя, что в их молоке натурального продукта всего на 20% - остальное пальмовое, коксовое масло и прочие добавки. От чиновника тогда досталось и другой компании - PepsiCo. После подобных заявлений разразился большой скандал, вышедший на правительственный уровень, а Федоров практически сразу после конфликта лишился своего поста. Иностранные компании, которых обвинил министр, потребовали от него публичных извинений за клевету. Российские власти, в лице вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, пригласили в Белый дом представителей Danone и PepsiCo и заверили их, что ни у правительства, ни Роспотребнадзора претензий к компаниям по качеству молочной продукции нет.

Сообщает сайт Rosinvest.com

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войти или зарегистрируйтесь

Яндекс.Метрика