r_arrow

Лицензирование для новичков. Коммерческие понятия лицензионного соглашения, часть 2

16 мая 2019 г. 11:35
img

«Вестник» продолжает серию образовательных публикаций на основе материалов крупнейшего отраслевого издания License Global. В прошлых материалах мы рассмотрели ведение переговоров с правообладателем, типы лицензионных сделок и начали знакомство с коммерческими аспектами лицензионных соглашений. В этой статье разберем такие коммерческие пункты, как территория заключения договора, распродажа товаров по контракту, минимальный заказ, торговые марки, право аудита и другие.

Срок действия договора

Производство товара может занимать длительное время – по некоторым соглашениям около года. Поэтому нужно рассчитать производственный цикл так, чтобы хватило времени на продажи. Обычно контракты на развлекательные бренды заключаются на 2-3 года, на фильмы – сроком на 3-6 месяцев, на корпоративные и лайф-стайл бренды – на 3-5 лет. 

Лицензионные товары по контракту

Лицензионное соглашение оговаривает, какие товары или услуги будут производиться по нему. В интересах лицензиата прописывать товары максимально более детально – широкая товарная категория будет стоить больше, чем список конкретных позиций. Так, вместо одежды, в контракте можно указать «футболки с коротким рукавом из 100%-ного хлопка, размеры S, M, L». Конечно, такие условия будут загонять лицензиата в жесткие рамки, поскольку выпустить футболки, к примеру, с длинным рукавом контракт уже не позволит. Тем не менее, этот пример позволяет понять степень деталицизации описания лицензионного товара по договору.

Территория и рынки

В пункте "Территория" прописываются места продажи товара по лицензионному контракту. Контракт также может ограничивать распространение товара через определенный канал продаж или ритейлеров конкретного типа – магазины игрушек, дискаунтеры и прочее. Кроме того, в соглашении могут быть прописаны ритейлеры, через которых лицензиат обязуется или, наоборот, не имеет права распространять товары.

Дата выпуска товара на рынок (marketing date)

В контракте может быть указана дата, начиная с которой лицензиат должен выпустить товар в продажу («marketing date»), за ее просрочку налагается штраф.

Распродажа (sell-off)

Обычно в течение последних 90 дней контракта разрешается только продажа товара, на производство накладывается запрет. Иногда в лицензионные соглашения включается пункт, запрещающий во время или в конце распродажи снижать цены на товар. Такие ограничения вводятся для того, чтобы защитить бренд и других его лицензиатов.

Минимальный заказ

Контракт может включать в себя обязательство произвести определенное количество лицензионной продукции – сделать минимальный заказ.

Право аудита

Обычно лицензиат оставляет за собой право проводить аудит. Это делается для того, чтобы выявить расхождения – наиболее распространены ошибки в подсчетах чистых продаж.

Торговые марки

В контракте должно быть прописано, какие торговые марки принадлежат лицензиару и какие были им зарегистрированы.

Отчетность

Помимо отчетов по роялти, в течение года некоторые лицензиары требуют предоставить уточняющие прогнозы на будущие кварталы. Это полезно для обеих сторон соглашения, так как позволяет ясно представлять будущие продажи.

Резюмируя, отметим, что главное умение лицензиата – это планирование и выполнение условий контракта. Переговоры с правообладателем и подписание контракта – простые этапы, основная работа проходит в момент производства товара. Важно отслеживать, чтобы выпускаемые товары соответствовали лицензии. В ходе разработки дизайна нужно работать сообща с лицензиаром, помня о потребностях потребителя. Помните о сроках: не откладывайте встречу с разработчиками продукта со стороны правообладателя – тогда выполните условия контракта в срок.

В следующем, заключительном материале цикла речь пойдет о разработке товара. Следите за публикациями.

Подготовлено по материалам брошюры The Brand Licensing Handbook

Читайте также:

Лицензирование для новичков. Коммерческие понятия лицензионного соглашения, часть 1

Лицензирование для новичков: типы лицензионных сделок

Лицензирование для новичков: ведение лицензионных переговоров

Интервью и аналитика
Лучшее из архива